Модерн

Оборудование интерьеров архитектурными конструкциями

Оборудование интерьеров архитектурными конструкциями
Оценить статью

348Стремление к интеграции оборудования интерьеров с архитектурными конструкциями реализовано в Хилл-хаусе особенно последовательно. В салоне низкая подоконная стенка является одновременно длинным диваном и книжными полками, а углубление камина находит композиционную поддержку в системе окружающих его маленьких стеновых ниш. В хозяйской спальне единая, стилистически однородная система встроенного оборудования включает в себя шкафы, кровать, диван и камин. Как отдельно стоящие, скульптурные и почти экспозиционные предметы воспринимаются только знаменитые черные стулья Макинтоша с узкими высокими решетчатыми спинками, контрастирующими с белизной стен и потолков.

Творчество Ч. Р. Макинтоша богато многими оригинальными примерами реализации его композиционных принципов в искусстве интерьера. Это «объемные» постройки, в которых внутреннее пространство и внешний объем всегда органично взаимосвязаны (коттеджи Уиндихилл 1900-1901 гг. и Ошенибер 1904-1906 гг., школа на Скотланд-стрит 1903-1906 гг.), и многочисленные чисто интерьерные работы, принесшие ему широкую известность не только в Великобритании, но и в континентальной Европе. Значительную часть творческих работ Макинтоша представляют интерьеры нескольких Чайных салонов в Глазго, выполненных по заказу Кетрин Крэнстон.

Эта активная участница Антиалкогольной лиги Глазго решила противопоставить традиционным пивным сеть элегантных Чайных салонов. Первым Макинтош получил заказ на выполнение декоративных росписей в интерьерах дамского зала, столовой и курительной Чайного салона на Баченен-стрит (1896 г.). Исполненные в стилистике модерна, эти фигуративно-флоральные росписи принесли салон популярность, а Макинтошу — последующие заказы. Вместе с женой он выполнил проекты интерьеров Чайных салонов на Арджил-стрит, Инграм-стрит, Сочихол-стрит, Уиллоу и др. В салоне на Арджил-стрит (1897-1898, 1906 гг.) для каждого пространства в соответствии с его функциональным назначением и образом была разработана оригинальная мебель.

Для столовой были созданы стулья с высокими спинками, заканчивающимися плоской эллиптической вставкой. Высота спинок позволила расчленить вытянутое пространство и зрительно изолировать посетителей в локальных зонах.

Спинки деревянных кресел в бильярдной, напротив, были низкими, совпадающими с подлокотниками, а в курительной использовались в основном табуреты без спинок. Для Чайного салона на Инграм-стрит (1900, 1907, 1909, 1910-1911 гг.) были разработаны не только все оборудование и отделка интерьеров, но и столовые приборы. Для создания единого перетекающего внутреннего пространства, формирующего несколько взаимосвязанных залов, часть стен разобрали.

Особый интерес представляет Китайский зал, выполненный почти без стилизаций в национальном духе. «Китайским» здесь был все тот же «квадрат» Макинтоша, который задолго до него широко использовался в интерьерах Дальнего Востока. Синий квадрат в Китайском зале является единственной композиционной темой интерьера.

Синие одномодульные квадратные решетки расчленяют стены и образуют потолок-перголу, решетки с более мелкими членениями собраны в центральный столб-стойку, отдельными пятнами синих квадратов выделяются мягкие сиденья (дань Китаю) деревянных стульев. Наиболее изысканны и утонченно рафинированы интерьеры Чайного салона Уиллоу (1903-1904, 1917 гг.). Высота одной из комнат салона, составляющая 5,5 м, дала возможность устроить в ней антресольный этаж. Это позволило живописно усложнить внутреннее пространство, сделав его соразмерным человеку.

Необходимо отметить великолепные пропорции и тонкость проработки деталей во всех элементах отделки интерьеров, где геометризм основных членений элегантно дополняют пластично изгибающиеся линии, а жесткость контраста тонированного дерева мебели и светлых стен смягчается орнаментами из эмали, стекла и металла. Особенно тонко проработан в этом отношении интерьер известной комнаты Люкс.

Для Чайного салона на Сочихол-стрит (1903-1904, 1917 гг.) Макинтош разработал не только двусветные интерьеры, но и всю объемную архитектуру. Интерьеры и мебель Макинтоша очень узнаваемы, но лишены стереотипности. В каждом случае мастер находил новые оригинальные вариации уже опробованных композиционных приемов, демонстрируя неистощимую творческую изобретательность и избегая повторов.

Творческий почерк Макинтоша узнаваем и в его пейзажной живописи, которой он посвятил себя в последние годы жизни, проведенные во французских Пиренеях.