Модерн

Оригинальная мебель

Оригинальная мебель
Оценить статью

style_cabinet1Для артистических Чайных салонов К. Крэнстон Макинтош создал большое количество оригинальной мебели — столов и стульев с разновысокими спинками, состоящими из вертикальных или горизонтальных реек. Они варьировались от высоких стройных моделей, выполнявших сразу несколько функций (предмета для сидения и зонирования помещения, ширмы и даже вешалки для верхней одежды), до низких комфортабельных стульев с решетчатыми «поясничными» спинками. Эта строгая и функциональная мебель проектировалась в светлой «женской» и темной «мужской» цветовых гаммах. Кроме того, было спроектировано большое количество мебели для интерьеров, в основном кресел, кроватей, столов и секретеров.

И если формы и конструкции разрабатывались Макинтошем и Макнейером, то утонченные декоративные накладки, рисунки витражей, редкой «немногословной» резьбы, керамических панно и вставок были заслугой сестер Макдональд с их тонким вкусом. Именно этот лаконичный изысканный декор позволяет отнести предметы шотландской группы к модерну. Известным предметом Макинтоша, который создавал мебель под собственной маркой или проектировал ее для ведущих краснодеревщиков Глазго, был кабинет из дуба с белым лаковым покрытием.

Стройный по пропорциям, стоящий на высоких профилированных ножках кабинет украшен (на внутренних створках дверок) утонченными стилизованными фигурами, держащими двухмерную розу — эмблему группы. Высокие решетчатые стулья, прославившие группу из Глазго, относятся к новому направлению мебельного искусства, которое тяготеет к сдержанным спокойным линиям и формам, конструктивной ясности, отвечает чаяниям времени и переходу к поискам в русле функционализма. Эти поиски активизировались после 1900 г. Больший интерес к форме и объему, чем к украшению и резьбе особенно проявляется в Вене.

Архитекторы-дизайнеры, члены Венского Сецессиона Отто Вагнер, Йозеф Хоффман, Йозеф Мария Ольбрих, Коломан Мозер и Отто Пручел под впечатлением работ Ч. Р. Макинтоша, которые были показаны на выставке в Вене, начали создавать мебель, тяготевшую к простоте форм. Она основана на геометрии круга, квадрата и прямоугольника, строго выверенных пропорциях, характеризуется целесообразностью конструкции и изысканной венской элегантностью, декорирована скупыми, но точно найденными деталями — прочеканенными металлическими накладками, сдержанными рустами, волнистым декором, интарсиями из перламутра и слоновой кости.

Венскому Сецессион вторили объединения в Мюнхене и Берлине. Чуть позже прогрессивные идеи были поддержаны Венскими мастерскими (1903 г.) и Веркбундом(1912 г.). Для Венских мастерских в 1900-гг. характерно создание конструктивных щитовых объемов геометрических форм с лаконичным, четким и изысканным декором.

Именно сосредоточенное созерцание чистой линии и формы обеспечивает становление новой архитектуры, интерьера, мебели и среды в целом. Нередко исповедуемый мастерами функционализм является на деле скорее эстетизмом, а новый стиль становится чем-то вроде манифеста новой жизни, новых взглядов и вкусов. В то время художники и дизайнеры мечтали переделать мир по законам искусства, целесообразности, естественности и гармонии.

Они считали, что способны добиться этого средствами искусства, создавая в высшей степени эстетичную среду обитания человека, активно изменяя представления о красоте и пользе. Главными особенностями венского модерна можно считать элегантность, безупречный художественный вкус и новаторство. Устремляясь к функциональности, он уходил в функционализм.

При всей его внешней простоте и строгости, во многом являвшихся вызовом царившей роскоши, это было элитарное искусство для избранных — для тех, кто был способен в пышной и избыточной, как праздничный торт, среде эклектики оценить минимализм, ясность и чистоту линии. Чрезвычайно интересны образцы кресел и стульев венских дизайнеров, часто использовавших технологию гнутой мебели, которая была прекрасно разработана фирмой М. Тонета.

Эти простые лаконичные предметы соединяли в себе поразительную конструктивность с элегантными, слегка пластичными формами и линиями.