Модерн

Особняк Адольфа Стокле в Брюсселе

Особняк Адольфа Стокле в Брюсселе
Оценить статью

palace-2Отто Вагнер (1841-1918 гг), старший представитель венской школы, развивал идеи рационализма и разрабатывал стиль «практической полезности» на основе простых геометрических форм и минимума декора. К шедеврам его мебельных проектов, которых было достаточно много, относится кресло (1905-1906 гг.), спроектированное для агентства газеты «Цайт» (точнее — для фирмы Тонета и мануфактуры Я. и Й. Кон). Оно сделано из гнутого бука с модными алюминиевыми накладками на подлокотниках и концах ножек, имеет ротанговое сиденье. Рациональная легкая решетчатая конструкция создает образ современного делового кресла, которое отличается прекрасными пропорциями, простотой и комфортабельностью, свойственной практически всем предметам венской школы. Другой известный проект — оборудование Центральной почтовой сберкассы Вены (1904 г.), которое стало органичным компонентом всего комплекса архитектуры, интерьеров, мебели и освещения.

Крупнейшим дизайнером венского модерна стал Йозеф Хоффман (1870-1956 гг), создавший выдающиеся образцы мебели. К ним относится спроектированное для мануфактуры Я. и Й. Кон раскладное кресло из гнутой буковой древесины (1908 г.) с панелями из платана с характерными квадратными и вертикальными прорезями, с простой оригинальной системой изменения наклона спинки при помощи латунных стержней (Хоффман называл его «машиной для сидения»).

Кресло представляло собой элегантную функциональную конструкцию, самостоятельный и сугубо практичный предмет. Й. Хоффман разрабатывал разнообразную комфортабельную мебель.

Своеобразным был лаконичный набор мебели из гнутой древесины, предназначенной для легендарного венского артистического кабаре «Летучая мышь»(1907 г.). Кресла, стулья, табуреты, столики-геридоны, небольшой диван (козетка) из гнутого бука и дубовых призматических брусьев были лишены позолоты и декора: автор предпочел окраску этих изысканных, легких, конструктивных предметов в яркие черно-желтые, красные цвета или оттенки натурального дерева. Черная рамка каркаса была покрыта лаком (наподобие японских изделий, которые Хоффман очень любил), а прямоугольники и квадраты спинок и сидений окрашены в пронзительно-желтый цвет. Такая мебель воспринималась свежо и ново.

Значительной работой Йозефа Хоффмана стал особняк Адольфа Стокле в Брюсселе (1905-1911 гг.). В контексте архитектуры и всего ансамбля, которые мастер спроектировал для своего взыскательного заказчика, он создал богатый респектабельный интерьер с монументальной мебелью. Встроенные шкафы, серванты и дорогую кожаную мягкую мебель с мощными подлокотниками Хоффман сделал устойчивой и прочной. В другой своей работе, санатории в Пуркерсдорфе под Веной (1904-1905 гг.), Хоффман стремился к созданию мебели демократичной, комфортабельной и изящной.

Характерными для работ мастера стали чистота и простота форм, прямые линии и гладкие поверхности, конструктивная рациональность, подчеркивание не только линии, но и объема, использование темы квадрата, шаров-кронштейнов, технологии гнутья. Наиболее известным, безукоризненным его проектом принято считать кресло «Куб» (1910 г.). Оно представляет собой полностью кутаную (с простежкой в крупную клетку) объемную кубическую конструкцию с единой высотой спинки и подлокотников, которая воплощает чистоту исходной композиционной темы. Эта модель, как и дополняющий ее диван, и по сей день морально не устарела.