Модерн

Период прерий Фрэнка Ллойда Райта

Период прерий Фрэнка Ллойда Райта
Оценить статью

gallery_61_28_326566В Соединенных Штатах Америки архитектура модерна была в значительной степени связана с традициями чикагской школы и с деятельностью Генри X. Ричардсона (1838-1886 гг.). Историческим источником, определившим весь его творческий путь, была романская архитектура Франции. Из нее он черпал общие принципы в поисках собственного архитектурного языка, созвучного эпохе. Использование местных материалов, позволявших органично вписывать архитектуру в окружающую среду, особенно показательно для его загородных домов в так называемом гонтовом стиле.

При их создании Ричардсон предвосхитил композиционные принципы и приемы одного из крупнейших архитекторов XX в. Фрэнка Ллойда Райта (1867-1959 гг.). В подходе к истории мировой архитектуры Ф. Л. Райт был бескомпромиссен. Он отвергал все то, что не подпадало под определенные им критерии органичности, в том числе античную классику, Ренессанс и всю послеренессансную архитектуру, до модерна включительно. Из мирового архитектурного наследия он положительно расценивал только примеры формообразования «изнутри — наружу», соответствия содержания, формы, конструкции и материалов.

Проживший большую творческую жизнь Ф. Л. Райт всегда был в авангарде творческих поисков, периодически меняя свой стилистический почерк, но сохраняя верность сформулированным им принципам органической архитектуры. В его творчестве можно выделить пять основных периодов, которым соответствуют стилистические особенности созданных им зданий: ранний (1889-1900 гг.), период прерий (1900-1915 гг.), переходный (1915-1923 гг.), юзонианский (1924-1940-е гг.) и поздний (1940-е-1959 гг.). Эти периоды (иногда их называют стилями) и их хронологические границы довольно условны, так как в ранних работах Райта можно найти много новаторских черт, типичных для его поздних построек, а в них, в свою очередь, встречаются отдельные композиционные приемы, полюбившиеся ему в молодости. Легко узнаваемый «райтовский» стиль начал складываться уже в начале его деятельности, когда он проектировал в основном для богатых чикагских клиентов, желавших иметь оригинальные особняки.

Многие из них построены в пригороде Чикаго. Общим в этих особняках был нетрадиционный облик с господством горизонтальных членений, большим выносом кровель, крупными, нередко ленточными окнами и просторными внутренними пространствами.