Модерн

Предметы модерна

Предметы модерна
Оценить статью

image009Предметы модерна поражают фантазией форм, пластикой, разнообразием материалов и техник, а главное, композиционным разнообразием объемов. Побудительным мотивом всех новшеств становится поиск неповторимых, индивидуальных решений в композиции интерьера, в формах мебели и всего ансамбля интерьерного убранства. Подчинив себе все жанры искусств, художник добивается целостного, законченного архитектурного ансамбля. В своих лучших проявлениях стиль ар нуво, подобно рококо, приходит к полному единству архитектуры, интерьера и мебели, достигаемому при участии всех декоративных элементов.

Любимыми мотивами модерна были раковины, изгибающиеся пластичные и гибкие формы подводных растений и цветов. Ирисы, вьюны, орхидеи, цикламены и лилии, камыши, колосья и водоросли, лебеди и павлины, бабочки и стрекозы, очертания облаков и волн, распущенных женских волос выполнялись в низком рельефе или в рисунке наборного панно, составляли саму пластическую форму мебельных деталей. Геометрическая форма и орнаментика позднего модерна ориентированы на крупные цветовые пятна, лаконичные контуры и формы.

Пластичность новых предметов, тонкость и изящество проработки деталей давали новое понимание пластики дерева. В предметах модерна оно обретает несвойственную ему пластичность, «работая» на пике своих возможностей. Поэтому мастера модерна любили достаточно вязкие породы с невыраженной текстурой, такие как липа, бук, орех, серый клен, которые позволяли достигать поразительных результатов.

Большой популярностью пользовался и дуб, а в уникальных изделиях — красное и розовое дерево. Характерен пример творчества Гектора Гимара: в первую очередь он создавал из дерева виртуозные пластичные пространственные конструкции, а лишь затем — оригинальные предметы мебели. В мебели модерна широко применялись маркетри, инкрустации из стекла и керамики, витражи из прозрачных и непрозрачных стекол разнообразной фактуры, расписное стекло, зеркала всевозможных форм.

Наиболее любимыми стали овальное зеркало, зеркальные стекла с. широкими фацетами в латунных переплетах, гнутые стекла, которыми обрамляли скругленные части мебели. Особую декоративность предметам придавала изящная накладная фурнитура из бронзы, латуни, металла и далее нового металла — алюминия.

Мебельные предметы соотносились с общей цветовой гаммой интерьера. Были предпочтительны лиловые, серые и фисташковые тона светлой шелковой обивки вещей раннего модерна, и более яркие цвета позднего периода, в том числе сине-черный колорит венской школы. Постепенно мебель модерна становится менее громоздкой.

Важной особенностью меблировки некоторых, особенно авторских, ансамблевых интерьеров было органичное композиционное соединение предметов корпусной мебели — шкафов, буфетов и т. д. — со стеной. Как правило, это делали с помощью системы стенных панелей: мебельные предметы композиционно и конструктивно соединялись с панелями, как бы вырастая из них, и были, в сущности, встроены в интерьер. Эта слитность рождала целесообразное использование ниш, выступов, встроенных емкостей, которые формировались по тому же принципу, что и архитектура, на основе соображений функциональности и удобства.

Мастера модерна смело и последовательно отбросили тектонику как средство художественной выразительности, заменив ее динамичной виртуозно нарисованной графической линией. Характерные для стиля рисованность и пластичность форм не случайны, а связаны с тем, что многие мастера проектирования мебели и интерьера ранее были живописцами, скульпторами, графиками. В период модерна их дарования проявлялись, как правило, в сферах станкового и декоративного искусства, что повышало художественный ранг объектов и целых ансамблей.