Модерн

Санаторий в Пуркерсдорфе

OLYMPUS DIGITAL CAMERAАвстрийский художник и дизайнер Коломан Мозер (1868-1918 гг.) проектировал не только мебель, но и предметы декоративно-прикладного искусства, изделия из стекла и металла, ювелирные украшения, театральные декорации, украшая их интарсиями и инкрустациями из перламутра, слоновой кости, серебра и меди. Вместе с Хоффманом он участвовал в разработке оборудования  санаторий в Пуркерсдорфе, в холле которого было установлено его ставшее известным решетчатое кресло. Белая крашеная рама каркаса этого кресла образована вертикальными рейками, а сиденье обито тканью в черно-белую шахматную клетку.

В изделиях Мозера применен чисто венский прием сочетания черного и белого в лаконичных геометрических формах шахматной клетки, построенный на игре горизонталей и вертикалей, на соразмерности и композиционной чистоте объемов. Творчество Иозефа Марии Ольбриха (1867-1908 гг.), как правило, связывают с архитектурой и, прежде всего, со зданием Сецессиона, которое он спроектировал для проведения выставочных мероприятий. Однако Ольбрих разработал и многочисленные мебельные проекты, в том числе создал для фирмы Тонета образец полужесткого кресла (1902 г.) из гнутой древесины.

Лаконичная пластика комфортабельной формы делает его одним из лучших мебельных предметов венского модерна. Одновременно в Германии работали несколько очень интересных мастеров. Наиболее известен из них Бернгард Панкок, отличавшийся яркой творческой фантазией, своеобразной орнаментацией, неожиданными сопоставлениями форм и ритмов в пластичных элегантных изделиях.

Геометрические формы мебели Петера Беренса основаны на прямых линиях или на сочетании прямых и циркульных линий. Наиболее известная его работа — меблировка спальни — примечательна тем, что все ее предметы составлены из повторяющихся трапециевидных элементов. А дизайнер ар нуво Рихард Римершмид создал простой функциональный стиль, базирующийся на линейной выразительности самой формы и полностью лишен декора.

Это хорошо просматривается в проекте стула (1899 г.) из красного дерева с кожаной обивкой, демонстрирующего одно из важных достижений стиля — синтез пластики и геометрии в единой форме. Европейский модерн в целом, который подготовил смену стиля и расчистил дорогу новому, был не в состоянии осмыслить и реализовать это новое, связанное с общей демократизацией жизни, тенденциями современной архитектуры и техническими достижениями. После Первой мировой войны его сменили новые течения и направления, такие как неоклассицизм и ар-деко.

Им предстояло окончательно вывести декоративное искусство и мебель как главный элемент убранства интерьера на позиции дизайна уже XX в.