Модерн

Шотландский стиль Глазго

Шотландский стиль Глазго
Оценить статью

1 (1)Одной из наиболее ярких национальных школ модерна с четко выраженной рационалистической направленностью является шотландская школа Глазго. Ее создателями, как и стиля Глазго в целом, были архитекторы Чарльз Рени Макинтош, Герберт Макнейр и художницы сестры Маргарет и Френсис Макдональд. Они образовали так называемую Группу четырех (Макинтош на Маргарет, а Макнейр — на Френсис), первая выставка которой состоялась в 1895 г. в Льеже. Лидером группы был Ч. Р. Макинтош (1868-1928 гг.), прославившийся новаторскими работами в области архитектуры, оборудования интерьеров и мебельного дизайна.

В 1897 г. в возрасте 29 лет Макинтош выиграл конкурс на проект и строительство здания художественной школы Глазго (1898-1899 гг.) — самой знаменитой его постройки. Строгие геометрические объемы здания с большими плоскостями остекления, расчерченного регулярной прямоугольной сеткой переплетов, почти полное отсутствие орнаментальных деталей, брутальная весомость крупных архитектурных форм стали олицетворением стиля Глазго в объемной архитектуре.

В 1907-1909 гг., во вторую очередь строительства, к зданию, школы добавились новые части, в том числе западный флигель с библиотекой, олицетворявшей интерьерный стиль Глазго. Интерьер библиотеки представляет собой двусветное пространство, по периметру которого на двух уровнях с трех сторон расположены книжные шкафы, а четвертая занята высокими окнами с мелкомодульными квадратными переплетами. Несущие конструкции, а также ограждения антресольного уровня, мебель и все спроектированное Макинтошем оборудование выполнены из дерева, тонированного в темно-коричневый цвет.

Основная композиционная тема, основанная на сложном ритме разнообразных вертикальных и горизонтальных членений, охватывает все составляющие предметно-пространственной среды интерьера — конструктивный каркас, кессоны потолка, книжные полки, столы с пюпитрами для книг, стулья и строй светильников, свисающих на длинных тяжах в двусветном пространстве читального зала. Пространственная сложность и материальная однородность всех компонентов интерьера, прорисованных как бы на одном дыхании, их комплексность и тонко найденная пропорциональная взаимосвязь создают особую образную атмосферу — одновременно богатую, утонченную и безыскусно простую. Для художественной школы в Глазго Макинтош разработал целый ряд интерьеров: зал заседаний, кабинет директора, музей, административные, учебные помещения и рекреации.

Для многих из них архитектор специально спроектировал разнообразную мебель, светильники и другое оборудование. Особо интересен необычный по пропорциям утопленный в стену камин со сложной пластикой геометрических членений в зале заседаний Совета.

Общими во всех элементах отделки и оборудования интерьеров были четкий геометризм форм, их преимущественно прямоугольные членения (излюбленный прием — составление плоскостей из множества квадратов) и минимальное количество орнаментальных деталей. Ряд помещений имел стеклянные кровли, обеспечивающие ровное верхнее освещение интерьеров, а в вынесенной на металлических консолях лоджии, соединяющей два крыла здания и прозванной студентами «курятником», полностью остекленная стена переходила в наклонный стеклянный потолок. Второе по значимости произведение Макинтоша — Хилл-хаус в Хеленсборо, дом У. Влеки (1902-190.3 гг.), ставший воплощением композиционных принципов архитектора в области объемной архитектуры, организации пространства интерьеров и синтеза искусств.

Радикальным для европейской архитектуры того времени был средневековый принцип формообразования этого дома: изнутри — наружу, от интерьеров — к фасадам, производным от интерьеров. Талант архитектора позволил достичь эмоционально выразительных и функционально логичных пространственных решений интерьеров, придать асимметричному сочетанию внешних объемов композиционную остроту и непредсказуемость, избежав стилистических стереотипов.

Пространственный принцип интерьеров Хилл-хауса — их незамкнутость. Все формы тяготеют к квадрату (реже прямоугольнику) и кубу.

Цветовая гамма близка к ахроматичной. Декоративные орнаментальные вставки и цветовые акценты тонко выверены и немногочисленны (по сравнению с характерными для бельгийского, французского или мюнхенского модерна).

Графика темного дерева на фоне белых или почти белых стен (излюбленный колористический прием Макинтоша) тонко нюансирована в соответствии с назначением помещений, тектоническим и функциональным характером деревянных элементов. В интерьере вестибюля массивные деревянные балки и широкие двери дополнены узкими раскладками и стеновыми панелями, затем еще более тонким каркасом деревянной мебели, наконец, ажурной деревянной структурой светильников в виде кубов и прямоугольников. В спальных комнатах темное дерево и темный тон иных материалов используются как точно выверенные композиционные вставки в светлую среду интерьеров.