Модерн

Стилистическая однородность модерна

Стилистическая однородность модерна
Оценить статью

0_784f_df1d4289_XLРационалистические черты творчества Ф. О. Шехтеля особенно проявились в архитектуре построенных им в Москве конторских и производственных зданий (Банк Рябушинских 1903 г., типография «Утро России» 1907 г., дом Московского купеческого общества 1909 г.). В них широко используются значительные плоскости остекления фасадов, откровенно выявлены несущие конструкции и отсутствует скульптурный декор. Наибольшее распространение российский модерн получил в Москве, а среди московских архитекторов большой вклад в развитие этого стиля, кроме Ф. О. Шехтеля, внесли Л. Н. Кекушев, В. Ф. Валькот, А. У. Зеленко, А. В. Кузнецов, И. С. Кузнецов, И. П. Машков, И. А. Фомин, И. Е. Бондаренко. Стилистический диапазон их построек весьма широк.

Стилистическая однородность модерна проявилась в творчестве родоначальника его интернационально-декоративной ветви Льва Николаевича Кекушева (1862-1919 гг.). Одна из лучших построек Кекушева и всего московского модерна — особняк на Поварской улице, построенный в 1903 г. без конкретного заказчика и впоследствии приобретенный крупным предпринимателем И. А. Миндовским. Отсутствие заказчика позволило архитектору следовать исключительно собственным художественным идеям. Небольшой особняк отличается рациональным компактным планом, в нем отсутствуют длинные коридоры, а Внутренние пространства организованы парадной лестницей.

По ее оси расположено огромное окно с неярким цветным витражом, имеющим изящный рисунок. Лестница приводит в холл второго этажа, откуда можно попасть в анфиладу высоких парадных комнат.

В парадных апартаментах особое место занимает малая гостиная, которая расположена в овальном эркере, застекленном на всю высот. За счет углового положения эркера и его стеклянных стен пространство малой гостиной — очень светлое и широко раскрывающееся в городскую среду. Единственным декором этой комнаты служит геометрический рельефный рисунок белого потолка.

В остальных парадных помещениях декор используется тоже довольно сдержанно. Относительная сдержанность декора интерьеров, созданных многими архитекторами московского модерна, значительно облегчила их переориентацию на неоклассицизм, который получал все большую популярность в 1910-е гг. Особая строгость в использовании декоративных приемов модерна была присуща архитекторам Санкт-Петербурга, где традиции классицизма оставались жизнеспособными и на рубеже веков.

Петербургский модерн часто рассматривается как один из вариантов так называемого северного модерна, получившего распространение в Прибалтике. Его особенностью является сочетание классицистической строгости и рационалистической ясности решения фасадов и интерьеров. Архитектура петербургских городских особняков более строга по очертаниям, чем архитектура особняков московского модерна; в ней больше остекленных плоскостей, соответствующих расположенным внутри зимним садам и вестибюлям.

Если абстрагироваться от типичных для модерна декоративных деталей, выполненных из кованого лселеза или представляющих собой скульптурную лепнину, то можно сказать, что архитектура петербургских городских особняков ближе всего подходит к рационалистической ветви этого стиля. Наиболее значительные архитекторы петербургского модерна — Ф. И. Лидваль, Р. Ф. Мельцер, А. С. Хренов, В. П. Апышков, А. И. Гоген, Н. В. Васильев, Э. Ф. Виррих, А. Ф. Бубырь, Е. Л. Морозов, И. А. Претро, Г. В. Барановский, С. А. Бржозовский.

Хрестоматийным произведением петербургского модерна является особняк С. Н. Чаева (1906 г., арх. В. П. Апышков). Его уникальность заключается в объемно-пространственной композиции, построенной по принципу «изнутри — наружу». Композиционным стержнем плана является традиционная парадная анфилада, но решенная по-новому.

Это непрерывное пространство, ведущее по лестнице из прихожей в круглый холл, далее — в прямоугольный парадный зал, затем — в зимний сад и, наконец, переходящее через его остекленную стен) в окружающую среду.