Модерн

Творчество Луи Мажореля

Творчество Луи Мажореля
Оценить статью

Marionne_Louis_MajorelleГалле оказал воздействие на творчество Луи Мажореля (1859-1926 гг.), который после 1897 г. становится наиболее известным художником мебели французского модерна. Его работы отличает особая элегантность линии и пластичность формы, которая настолько сложна, что перед выполнением из дерева художник моделировал ее в глине. Излюбленными материалами Мажореля были красное и розовое дерево, амарант и палисандр.

Эти разнообразные по цвету и богатые по фактуре породы деревьев подчеркивались виртуозно обработанными бронзовыми накладками, отдаленно напоминающими рококо. Наиболее известными его работами являются наборы столов и кресел «Кувшинки», шкафчики, буфеты и др. Другой крупный дизайнер французского модерна, Эжен Валлен (1856-1825 гг.), также работал в Нанси по приглашению Галле. Его проекты отличаются мощностью выразительно очерченных линий, создающих пульсирующие ритмы органичных пластических форм наподобие развивающегося растения.

Одной из известных его работ стал ансамбль столовой (музей Нанси), воплощающий больше, чем любой другой проект, типичную для ар нуво целостность интерьера и мебели. Известным мастером модерна считается Г. Гимар, который создавал виртуозные предметы мебели, основанные на почти абстрактной композиции форм, объединенных гибкой извилистой линией. Примером может служить уникальная банкетка для курения (1897 г.), находящаяся в парижском Музее д’Орсэ.

Своим путем шли шотландские мастера из возглавляемой Чарльзом Рени Макинтошем Группы четырех (в нее также входили Маргарет Макинтош, Френсис Макнейер, Дж. Герберт Макнейер), создавая четкий и геометрический стиль модерна. Если ар нуво отбрасывал архитектоничность и симметрию, то рациональная линия их сохраняла и черпала вдохновенье в средневековом английском жилище, кельтских традициях, «баронском» стиле шотландских замков и традиционном японском искусстве.

По сути, эти мастера были поздними последователями Движения искусств и ремесел, так как исходили из его установок и принципов. Открытие для себя Европой во второй половине XIX в. японского искусства — максимально рационального, лаконичного, виртуозного по исполнению, органично связанного с глубинной национальной традицией, технологиями и материалами — стало для европейских художников неким откровением.

Эти образцы и формы восхищали эстетическим совершенством и наличием той разыскиваемой искусством конца века формулы оптимальности, «чистоты» формы, в конечном счете — «красоты и пользы», которые стали девизом времени. Это дало импульс к разработке стиля, ориентированного на функциональную эстетику.

Простота, лаконизм и рациональность проектов — практически главные черты работ Группы четырех. Эта группа создала стиль Глазго в тканях, в проектировании мебели и интерьеров. Ее члены талантливо соединяли современный дизайн и традиционный исторический рационализм (а не декоративную стилизацию), аскетическую монументальность и чувственность, изящество минимального декора и сдержанность форм.

Наиболее известными архитектурными проектами Ч. Р. Макинтоша стали Школа искусств в Глазго, Хилл-Хаус, Чайные салоны Кейт Крэнстон, которые он проектировал как архитектурно-интерьерный комплекс в единой стилистике. От типичных интерьеров ар нуво интерьеры Группы четырех отличались простотой и даже аскетизмом, причем изысканным.

Он возник в результате стилизации прямоугольных геометрических форм и использования немногочисленных виртуозно прорисованных деталей, выявляющих связь работ дизайнеров с творчеством Э. У. Годвина и Д. Э. Мак-Нила Уистлера, крупнейших художников-эстетов. Внешне предметы Группы четырех были скромнее чем в ар нуво, они строились на геометрических очертаниях и рациональных конструкциях форм, имели смягченные пластичные линии, декор в виде стилизованных узоров и цветов, растений и животных, фигур и кельтских знаков.

Цветовая гамма тяготела как к контрастным (белым и черным), так и к традиционным шотландским тонам (пурпурно-сиреневым, оттенкам вереска, мягким зеленоватым и серым).