Модерн

«Венская мебель»

«Венская мебель»
Оценить статью

Vensk_m7Важным в мировоззрении и в творчестве Морриса, Райта и американских дизайнеров было восприятие мебели как неотъемлемой части интерьера и общего архитектурного замысла. И хотя предметы, выполненные в такой стилистике, не организовывали комплектов и обычно были единичными изделиями, они входили в композицию и ансамбль интерьера за счет единой с интерьером и другими предметами стилистической и конструктивной ясности, логики формы. Еще одним фактором в пользу рациональной технологичной конструкции, созданной промышленным методом, стало производство гнутой мебели, которое организовал в Вене Михаэль Тонет (1796-1871 гг.). Он начал работать в 1819 г. в Германии, а в 1830 г. предпринял первые опыты создания легких прочных конструкций с помощью склеивания и выгибания слоев фанеры. Первый патент на его изобретение получен в 1841 г. К 1850 г. он собрал первый стул, полностью изготовленный из гнутых элементов, а спустя три года вместе с пятью сыновьями основал фирму «Тонет и сыновья».

Изделия этой фирмы вошли в ряд выдающихся явлений в истории мебели и получили название «венской мебели». Они были весьма разнообразны по форме и многочисленны по номенклатуре, отвечали самым передовым представлениям и требованиям, олицетворяли собой высокий мебельный дизайн. Плавные элегантные изгибы формы несли в себе новую эстетику, хотя стилистически предметы тяготели первоначально к бидермейеру, а затем — ко второму рококо, эклектике и модерну.

Предметы из гнутой под паром буковой древесины (стулья, кресла, кресла-качалки, стулья-вертушки с плетеными и фанерными сиденьями, столики, кровати, диваны, целые мебельные гарнитуры, садовая, детская, конторская мебель и т. д.) были конструктивными, легкими и прочными. Проектировались и изготавливались как элитные, уникальные, богато декорированные образцы, так и более лаконичные дешевые модели, что делало их повсеместно доступными и послужило невиданному ранее распространению. Поразительная стилистическая универсальность венской мебели позволила использовать ее вплоть до наших дней в самых разных интерьерах — аристократических резиденциях и скромных домах рабочих, кабаре и кинозалах, кафе и театрах, конторах и учреждениях.

При этом все формальное разнообразие продукции обеспечивалось несколькими типами унифицированных деталей, которые повторялись в не похожих друг на друга предметах. Конструктивно вся мебель была сборной, что давало преимущество ее компактной перевозки и сборки на месте.

Шедевром в ряду мебели Тонета считают модель стула № 14, который начали выпускать в 1859 г. Стул имеет минимальное число деталей (всего 6) и собирается на болтах. Его спинка и задние ножки объединены в одну деталь за счет трехмерного изгиба. Удобная пластичная форма освобождена от всего лишнего, основана на логике конструкции, спокойной соразмерности членений, а плавный силуэт и закругленные линии спинки имеют почти знаковую выразительность.

Лишенный декора стул настолько нейтрален, что может вписаться в любой интерьер. В 1860 г. было создано знаменитое кресло-качалка, в которое Тонет вложил все достижения в области гнутого дерева. Это была первая серийная модель для частного быта, формы которой морально не устаревают и продолжают жить в современном интерьере.

В какой-то мере именно значительное расширение технических возможностей, достижения ремесленного мастерства, теоретические поиски и искания английских теоретиков и художников, воплощенные Движением искусства и ремесел, создали предпосылки к разработке новых стилистических форм и подготовили почву для появления стиля модерн. Стиля, позволившего преодолеть качества материала, добиться нового формообразования элегантной виртуозной линии и заложившего основы современного мебельного дизайна. Практически одновременно и независимо друг от друга в европейских странах в последней четверти XIX в. возникли проявления модерна.

Апологеты этого стиля стремились к искусству целесообразному и оригинальному, соединяющему красоту и пользу, основанному на синтезе искусств. В мебели модерна представлены несколько линий.