Модерн

Венский Сецессион

Венский Сецессион
Оценить статью

VScОдной из ведущих стран, где стиль модерн получил всестороннее развитие и яркую национальную окраску, была Австрия, воспринимавшаяся многими в середине XIX в. как культурная провинция Европы. В 1897 г. группа художников и архитекторов, вышедших из состава официального Союза художников, организовала Венский Сецессион — художественное объединение, провозгласившее своим девизом «Искусство — для времени, искусство должно быть свободно». К новому движению, лидером которого был Густав Климт, примкнули как молодые «бунтари» Оскар Кокошка, Эгон Шиле, Коломан Мозер, Йозеф Хоффман, Йозеф Мария Оль-брих, Карл Молль, Альфонс Мария Муха, так и признанные мастера Отто Вагнер и Рудольф фон Альт (в общей сложности 50 человек).

Старейшим и общепризнанным архитектурным лидером австрийского модерна был Отто Вагнер (1841-1919 гг.), совместивший в себе разнообразные таланты архитектора-практика, теоретика и педагога (его учениками в Венской академии художеств были Й. Хоффман, Й. М. Ольбрих, Й. Плечник, Р. Нёйтра). Большим творческим импульсом к новаторским поискам в области архитектурного формообразования было для О. Вагнера строительство станций венской городской железной дороги и шлюзов обводного канала Дуная (проектирование проводило в 1894-1897 гг. архитектурное бюро, в которое входили 70 человек, в том числе Ольбрих и Хоффман). Вагнера можно считать наиболее продуктивным австрийским архитектором.

В Вене он построил около 50 доходных жилых домов. Особую известность получили два принадлежавших ему многоквартирных сблокированных здания (№ 38 и № 40) на Линке Винцайле (1898-1899 гг.). Одно из них было украшено золотыми орнаментами и медальонами К. Мозера, а фасады второго облицевали фаянсовой плиткой с яркими причудливыми флоральными узорами.

Переплетающиеся линии стилизованных растительных орнаментов проходят в интерьеры лестничных клеток, формируя металлические ограждения лестниц и дверей стеклянных лифтовых шахт. Самой известной, рационалистичной и новаторской работой О. Вагнера стало здание Центральной почтовой сберкассы в Вене (1904-1906 гг.). Его композиционным центром служит освещенный верхним естественным светом главный операционный зал, вокруг которого расположены корпуса с административными помещениями. Симметричное пространство этого зала разделяется тонкими, сужающимися книзу металлическими колоннами на три нефа, перекрытых стеклянными сводами.

Особую формальную остроту сводам придают пронзающие, а не поддерживающие их колонны (над сводами есть вторая стеклянная крыша, к каркасу которой невидимо для зрителя подвешены стеклянные листы сводчатого потолка в тончайших металлических рамах). Горизонтальная плоскость пола также выполнена из стекла, подсвечиваемого снизу из расположенных в цокольном этаже помещений (эти помещения, в свою очередь, получали дневной свет из главного операционного зала). Новаторским приемом для интерьера операционного зала было использование в нем (впервые в истории) алюминиевых элементов отделки и оборудования — облицовки нижней части столбов, отопительных колонок, потолочных светильников и бра. Среди учеников О. Вагнера одним из наиболее значительных архитекторов Венского Сецессиона был Йозеф Хоффман (1870-1956 гг.). Его крупной работой является особняк Адольфа Стокле в Брюсселе (1905-1911 гг.), характеризуемый асимметричностью композиции из свободно комбинируемых объемов, над которыми доминирует Скульптурная башня, завершаемая полусферой.

Основное художественное достоинство особняка заключается в комплексности его объемного решения, благоустройства участка, организации пространства интерьеров, создания их разнообразного оборудования и отделки.