Модерн

Зарождение модерна

Зарождение модерна
Оценить статью

10686_origЗарождение модерна в западноевропейских странах происходило почти одновременно, но его родиной считается Бельгия. В начале 1890-х гг. в Брюсселе сложился благоприятный духовный климат для развития нового художественного стиля. С одной стороны, бельгийская столица воспринималась многими и как столица поэтического символизма (здесь работали поэты С. Малларме, Э. Верхарн, М. Метерлинк, издавался журнал «Современное искусство», были созданы художественные объединения Группа двадцати и Свободная эстетика).

С другой стороны, в Брюсселе были сильны реформаторские, в том числе рационалистические, тенденции в архитектуре, сложившиеся под влиянием теорий Д. Рёскина и У. Морриса, и популярны идеи «правды конструкции и материала» Эжена Виоле ле Дюка. Наиболее ранняя по времени постройка, которую считают классикой ар нуво, — это особняк Эмиля Тасселя в Брюсселе, построенный в 1893 г. выдающимся бельгийским архитектором Виктором Орта (1861-1947 гг.). В нем впервые был использован планировочный принцип вертикальной композиционной оси — лестничного пространства с верхним зенитным освещением, вокруг которого группируются на разных уровнях основные помещения.

Позже этот прием будет широко использоваться в архитектуре модерна разных стран. Орнаментальные мотивы особняка Тасселя, основанные на ассоциациях с морской волной, извивающимися стеблями растений, качающимися водорослями, струйками дыма, женскими развевающимися волосами, также станут характерной декоративной чертой стиля модерн. Широко распространенным художественным средством в интерьерах модерна являются цветные витражи.

В особняке Тасселя витражи входной двери и окон вестибюля продолжают общую тему волнообразных линий металла несущих конструкций и ограждений разных уровней пола. В отличие от средневековых, витражи модерна обычно более сдержаны по колориту, в них отсутствуют яркие, контрастные цвета, а художественная выразительность строится главным образом на пластике динамичных линий и цветовых пятен. Открытых ярких красок вообще избегают в отделке интерьеров.

Тонированное дерево, крашенный в зеленый цвет металл конструкций, светлая штукатурка стен с зеленым орнаментом, приглушенные оранжевые орнаментальные линии мозаичного пола — основная колористическая гамма интерьеров особняка Тасселя. В комплекс отделочных материалов В. Орта включал также мрамор, керамическую плитку, текстиль, обои, стекло и цветной металл деталей. Такое сочетание материалов соответствует общей направленности модерна — отрицания устоявшихся эстетических норм.

Комплексность и стилистическое единство были основой творческого метода всех крупных архитекторов ар нуво. Наиболее показательны с точки зрения композиционного единства всех составляющих архитектурной среды интерьеры особняка А. Эйтвельда (1895-1897 гг.) и собственного дома-студии архитектора В. Орта (1898 г.) в Брюсселе.

В лестничном вестибюле особняка А. Эйтвельда конструкции из литого железа формируют своеобразную двухсветную, восьмиугольную ажурную беседку. Рисунок металлокаркаса и витражей беседки продолжает ритмы вертикальных опор и переплетов стеклянных перегородок помещений, примыкающих к вестибюлю, а мозаичный орнамент пола перекликается с рисунком металлической решетки ограждений лестницы и балкона. В собственном доме-студии В. Орта в полной мере реализовал архитектурно-художественные поиски нетрадиционной планово-пространственной структуры.

Чтобы осветить центральную часть дома, архитектор расположил в ней парадную лестничную клетку со стеклянным потолком — зенитным фонарем. Композиционный приоритет лестничной клетки подчеркивается ее изысканной отделкой, основанной на контрастах фактуры используемых материалов.

Это легкая металлическая структура вертикального несущего каркаса и ползучего стеклянного свода потолка третьего этажа, металлические лестничные ограждения и колонна-радиатор отопления, стены и ступени лестницы на первом этаже, выполненные из каррарского мрамора, витражи входной двери и потолка, зеркала на противоположных стенах, многочисленные отражения которых зрительно расширяют лестничное пространство. В двустворчатой входной двери, ведущей из тамбура, Орта использовал рельефные стекла опаловых оттенков. Они пропускают свет и изменяют его цвет в зависимости от угла, под которым обозревается витраж (изобретение американских стеклоделов Л. К. Тиффани и Ла Фаржа 1870-х гг.).