Мусульманские страны

Фресковая живопись киевской Софии

Фресковая живопись киевской Софии
Оценить статью

image010Фресковая живопись интерьеров киевской Софии сохранилась гораздо хуже. В ряде росписей красочная византийская лепка формы сменилась более графической прорисовкой, лица утратили подчеркнуто суровое выражение, русские типажи вытеснили греческие. Стенописи киевской Софии, таким образом, можно считать первым этапом становления русской живописной школы. Вместе с тем ряд сюжетов фресок в интерьерах — чисто византийский и не повторяющийся в дальнейшем на Руси.

В первую очередь это относится к изображениям светских сцен на константинопольском гипподроме (колесницы с возничими, травля диких зверей, выступления шутов и музыкантов, зрители во главе с императором). Фрески с этими сценами украшали стены башен с лестницами, ведущими на хоры, куда поднимался князь с семейством и свитой для созерцания церемонии богослужения.

Конструктивное и объемно-пространственное решение собора Св. Софии в Киеве и художественный образ его интерьеров оказали значительное влияние на создание крупных пятинефных Софийских соборов в двух других политических центрах Руси — Полоцке (1044-1066 гг., интерьеры искажены перестройками XVIII в.) и Новгороде (1045-1050 гг.). Новгородская София, как и киевская, была сооружена по инициативе Ярослава. Храм символизирует единство с Киевом, а следовательно, общерусское единство. Композиционные принципы и приемы, использованные в Киеве, были перенесены в Новгород с рядом изменений и нововведений — в соответствии с новыми местными условиями.

По сравнению с главным храмом столицы новгородская София — более компактный храм, что в значительной степени обусловлено размером центрального подкупольного квадрата (6,2 м — Новгород, 7,7 м — Киев). Вскоре после постройки основное пятикупольное здание было окружено двухъярусными крытыми галереями, пристроена башня с ведущей на хоры лестницей.

Северная и южная галереи перекрыты полукоробовыми сводами. В отличие от киевской новгородская София построена в основном из местного камня.

Из кирпича выполнены только арки порталов, оконных проемов и отдельные своды. Пролеты между конструктивными опорными частями в ней — меньшие по размеру, поэтому внутреннее пространство как бы распадается на отдельные ячейки, связанные между собой меньшими пролетами и меньшим количеством аркад (центральное подкупольное пространство киевской Софии вычленяют тройные арки, а в новгородском храме — двойные).

Вследствие этого, а также из-за значительной высоты подкупольной части (30,7 м) вертикальная ось храма выявлена более четко, чем в Киеве. Еще одним отличием от столичного прообраза является отсутствие в новгородской Софии декоративных архитектурных деталей, что станет характерным для всего дальнейшего развития новгородской архитектуры.

Тенденция вертикальной устремленности архитектурных масс и внутреннего пространства, свойственная новгородской Софии, еще в большей степени просматривается в Спасо-Преображенском соборе в Чернигове (около 1036 г.), построенном братом Ярослава Мудрого черниговским князем Мстиславом Удалым. Если в киевской Софии ширина собора почти в два раза больше его высоты, то в Чернигове высота значительно больше ширины.