Мусульманские страны

Геометризация архитектурных форм

Геометризация архитектурных форм
Оценить статью

1153439В Центральной Азии в середине VI в. было образовано крупное государство Тюркский каганат, под властью которого продолжали существовать мелкие княжества, не связанные какой-либо единой религией. Вплоть до арабского завоевания в Средней Азии сосуществовали буддизм, христианство, манихейство и зороастризм. Наряду с крупными городами-крепостями в этот период широкое распространение получили более мелкие населенные пункты — феодальные усадьбы. Основными строительными материалами служили сырцовый кирпич и битая глина-пахса.

Интерьеры перекрывали деревянными балками, сводами и куполами, опора которых на квадратное в плане основание осуществлялось при помощи ступенчато-арочных и конических парусов. Основным декором в интерьерах были резьба по алебастровой штукатурке и стенные росписи, известные по раскопкам в Пяпджикенте и Варахше. Средняя Азия подверглась арабской экспансии вслед за Ираном в VII в. Ее покорение сопровождалось гибелью многих культурных ценностей, созданных в предыдущие периоды.

Господствующей идеологией стал ислам. Освобождение и независимость Средней Азии и Ирана от власти Багдада и экономический подъем в IX-X вв. (период правления местных династий Тахиридов и Саманидов) способствовали как возрождению древних культурных традиций этого региона, так и прогрессу всей строительной техники.

Основными видами перекрытий были своды и особенно купола, а основным материалом кладки — сырец на глиняном растворе или обожженный кирпич по ганчу (алебастровому раствору). Жженый кирпич применяли также при устройстве плоских кровель и иногда полов.

Переходом от квадрата перекрываемого помещения к кругу основания купола, как и в доисламской архитектуре, служили консольные и арочно-ступенчатые паруса. Новым этапом развития купольных конструкций стала постановка купола на восьмигранный барабан, что увеличило высоту интерьера в подкупольном пространстве.

Четыре стороны барабана перекидывали над углами квадратного помещения арками, образующими арочные паруса. Важнейшим композиционным принципом была геометризация архитектурных форм.

Если перевести любой памятник азиатской архитектуры  в макет, то налицо будут лаконичные сочетания простых стереометрических фигур — куба, цилиндра, призмы с полусферой или сфероконусом. Эти принципы реализуются и в архитектурной пластике интерьеров. Основным видом декора интерьера была резьба по алебастру.

Под влиянием ислама изобразительные сюжеты постепенно вытеснялись орнаментальными, в которых растительные мотивы обычно стилизовались. Наиболее сохранившимся, показательным и гармоничным памятником зодчества ІХ-Х вв., в котором синтезированы архитектурно-художественные достижения предыдущего периода, является мавзолей Саманидов в Бухаре (Узбекистан). Он представляет собой небольшое кубовидное здание (7,2Х7,2 м), перекрытое куполом, который поддерживается арочными тромпами (восемь арок, перекинутых через углы мавзолея, образуют в плане восьмигранник).

Для предотвращения выпучивания арок под действием распора купола от угла здания к вершине арок переброшены полуарки. Стены мавзолея на фасаде и в интерьере выполнены из стандартного светло-желтого обожженного кирпича (23х23х3 см), положенного плашмя, на ребро и под углом, а также из специальных фигурных кирпичей, образующих геометрические узоры.

Архитектурно-художественный образ интерьера, как и всего сооружения, характеризуется гармонией и органичным единством отдельных частей.