Мусульманские страны

Изразцовая мозаика

Изразцовая мозаика
Оценить статью

bukh_149Эволюция перекрытий в крупных залах шла от традиционного восьмигранника барабана и арочных парусов (в XIV в.) к сложной конструкции пересекающихся арок и щитовидных парусов (в XV в.). В протяженных галереях использовалась система арок, несущих малые купола. В купольных конструкциях с конца XIV в. используются также сталактитовые паруса, представляющие собой декоративное усложнение парусов ступенчато-консольного типа. Затейливая геометрия сталактитовых парусов могла еще более усложняться росписями, майоликой или изразцовой мозаикой. Сталактитовые паруса стали следствием последовательного перехода от прямых углов к кругу купола с помощью системы угловых арочек и сводиков, на основе которой возникла сложная композиция декоративных пространственных ячеек в виде сталактитов.

Особенно сильно в этот период проявляется стремление к обогащению архитектуры цветом (иногда за счет потери ее тектонической выразительности). Кроме глазурованного кирпича, который в отдельных памятниках встречался и ранее, применяется резная глазурованная терракота (преимущественно голубого цвета), а затем майолика (расписные глазурованные плиты). Новым видом декора является изразцовая мозаика, отличающаяся высоким качеством глазури и глубиной цвета.

Техника ее укладки заключается в составлении орнаментов из разноцветных изразцовых плит, вырезанных узорами. Эти узоры (их толщина иногда составляла всего несколько миллиметров) обычно закрепляли гипсом на поверхности стены. Необычную чистоту и интенсивность цвета глазури изразцовой мозаики трудно достигнуть в расписных изразцах, при облсиге которых отдельные краски обычно растекаются и часто смешиваются.

В архитектурном орнаменте используются гирих (сложные геометрические узоры) и растительные мотивы с замысловатым сплетением листвы, цветов и спиралевидных завитков. В монументальной каллиграфии появляется новая разновидность почерка «дивани» со скосом вертикальных элементов букв и свободной вязью их горизонтальных элементов. Крупнейшей культовой постройкой эпохи Тимура была соборная мечеть Биби-Ханым в Самарканде (Узбекистан, 1399-1404 гг.). В ее комплекс входил большой двор (76 63 м), окруженный крытой многоколонной галереей.

Напротив основного входа находилось здание главной мечети, которое состояло из одного квадратного помещения, перекрытого куполом. По двум другим сторонам располагались две малые купольные мечети. Интерьер главной мечети соединялся боковыми проемами с галереей.

В пространстве внутреннего двора главная мечеть акцентировалась огромным пештаком (40-метровой высоты с аркой пролетом 18 м), а малые мечети, соответственно малыми пештаками. Композиция комплекса, таким образом, отражает влияние более ранних персидских мечетей. А размерами и величием, по замыслу Тимура, мечеть Биби-Ханым должна была превзойти все предыдущие постройки мира.

В архитектурно-художественном образе интерьеров и фасадов комплекса мечети огромную роль играет активный цвет. В узорной кладке стен преобладают синие, голубые и белые изразцы с ромбовидными фигурами и религиозными надписями.

Наиболее богато в орнаментальном отношении решены пештаки, облицованные резной мозаикой и расписной майоликой.