Мусульманские страны

Мавзолей Олджейту

Мавзолей Олджейту
Оценить статью

150px-Soltaniyeh_exteriorНовой чертой мавзолея Олджейту является полихромия его фасадов, на которых контрастно сопоставлены охристая матовая поверхность кирпичной кладки с блестящими цветными изразцами бирюзовых и синих оттенков. В интерьере вместо традиционного яруса тромпов переход к стрельчатому куполу осуществляется при помощи широкого сталактитового карниза. Стены и купол покрыты цветными изразцами и росписью с узорами и надписями, в верхней галерее — резным расписным стуком, а на карнизах — поливными плитками и резной терракотой. Все эти декоративные приемы найдут широкое применение в интерьерах эпохи Тимура и Тимуридов, когда центрами строительной деятельности станут среднеазиатский Самарканд и афганский Герат.

Канонизированные типы четырехайванных и центральнокупольных культовых построек продолжают господствовать. Купола в них поднимаются на мощные цилиндрические барабаны и имеют характерную для того периода заостренную кверху и приплюснутую внизу форму. Пештаки имеют более крупные размеры, увеличивается количество минаретов, которые устанавливают по углам зданий и по бокам пештаков. Интерьеры отличаются еще большей полихромией и яркостью.

Расписные изразцовые плитки и керамическая мозаика покрывают стены, своды и купола. Синие тона керамики, господствовавшие прежде, сменяются пестрой гаммой темно-синих, зеленых, желтых, голубых, темно-фиолетовых оттенков и белого цвета.

Крупнейшей культовой постройкой этого времени является Шахская мечеть в Исфахане (Иран, 1612-1630 гг., архитектор Абуль Казем). При шахе Аббасе I город стал столицей Сефевидского государства. В начале XVII в. Исфахан был одним из крупнейших городов мира с полумиллионным населением.

По шахскому приказу в городском центре был создан грандиозный ансамбль площади Майданишах, по сторонам которой находились большая Шахская мечеть, мечеть Лутфаллы, дворец Али-Капу и аркады базаров. Комплекс Шахской мечети включает в себя традиционный четырехайванный двор, вокруг которого группируются молитвенные залы и два медресе. Над главным залом возвышается огромный купол на барабане, облицованный керамической орнаментальной мозаикой.

Интерьеры молитвенных залов перекрыты крестовыми сводами, опирающимися на восьмиугольные в плане столбы с небольшими капителями. Своды и стены затянуты сплошным орнаментальным ковром изразцовой мозаики, отдельные членения которой не совпадают с членениями архитектурных форм. В результате орнамент зрительно трансформирует структуру сводов.

Кроме мелкомодулыюй керамической мозаики в отделке культовых интерьеров часто использовались звездообразные и крестообразные в плане изразцы, укладываемые по определенной системе в большие панели. Особый декоративный эффект достигался за счет применения люстровых изразцов, которыми чаще всего украшали михрабы (создавался эффект мягкого свечения из-под глазури).