Мусульманские страны

Мавзолей Шахи-Зинда

Мавзолей Шахи-Зинда
Оценить статью

116Для эпохи правления Тимура, стремившегося превратить Самарканд в «сияющую точку мира», характерно стремление к ансамблевому монументальном) строительству. Одним из таких ансамблей является комплекс мавзолеев Шахи-Зинда, созданный на склоне древнего городища Афрасиаб. Уникальный по композиции комплекс представляет собой поднимающуюся по склону, изломанную в плане улочку-коридор, тесно застраивавшуюся на протяжении мавзолеями и поминальными мечетями. Афрасиаб был кладбищем еще в домонгольский период.

Строительство монументальных усыпальниц на этом месте велось но после монгольского нашествия древнейшие сооружения пришли в запустение. Возрождение некрополя началось в XIV в. и продолжилось в период правления Улугбека (XV в.), когда была создана нижняя входная группа сооружений комплекса.

Мавзолеи Шахи-Зинда включали в себя различные помещения — гур-хана (помещение с могилой, под полом которого находился склеп), зиарет-хана (помещение для молитв и поклонений), хонако (мечеть с комнатами для чтецов Корана). Фасады мавзолеев выглядят как полуинтерьерные элементы — стены коридора, лишенного перекрытий, к которому примыкают перекрытые куполами пространства мавзолеев.

Эти фасады богато декорированы наборами глазурованных кирпичей и резной изразцовой мозаикой, насыщенной растительными узорами и надписями. Бесконечный ритм блестящего в лучах солнца орнамента создает эффект красочного калейдоскопа, в котором господствует бирюзово-голубая тональность. Ранние самаркандские мавзолеи (Кусама, Ширин-бека-ака, Туркан-ака, Эмир-зада) повторяют сложившуюся ранее объемно-пространственную структуру — квадратное помещение с куполом, поставленным на восьмигранник.

В постройках эпохи Улугбека начинает использоваться новый конструктивный прием — переход к купол при помощи щитовидных парусов. Их образует пересечение арок-нервюр, заменивших восьмигранник с арочными парусами (например, таково перекрытие входного портала ансамбля Шахи-Зинда, мавзолея Чупаната в Самарканде).

Интерьеры мавзолеев Шахи-Зинда решены так лее орнаментально богато и полихромно, как их входные порталы. Но основным видом декора стала не облицовка, а стенопись.

Достаточно хорошо сохранилась внутренняя отделка мавзолея Ширин-бека-ака (1385 г.) и двукупольного мавзолея, приписываемого математику, астроному, учителю и приближенному Улугбека — Казы-заде Руми (Самарканд, 1435 г.). Двукупольные мавзолеи обычно устраивали над мазарами (могилами святых), где под малым куполом располагалась гурхана. В мавзолее Казы-заде Руми к более раннему мавзолею было пристроено во времена Улугбека большое купольное помещение.

Малый мавзолей облицевали снаружи новыми стенами, а над ним соорудили барабан и внешний купол. В обоих мавзолеях интерьеры декорированы легкими росписями синей краской по белому.

В светлом (благодаря белому фону стен и естественному освещению из окон барабана) подкупольном пространстве мавзолея Ширин-бека-ака наряду с традиционными орнаментами на куполе в росписи стен используются не свойственные среднеазиатской архитектуре пейзажные мотивы с фигурками сорок, сидящих на деревьях. В малом зале мечети Казы-заде Руми орнаментальная графика сине-белой стенописи сочетается со сталактитовой пластикой купола и полукуполов в двух нишах.