Мусульманские страны

Мечеть Биби-Ханым в Самарканде

Мечеть Биби-Ханым в Самарканде
Оценить статью

bibi_khanum_04Интерьеры главной мечети четко членились по вертикали на три яруса — стены, паруса и купол. Их доминирующим декором была сине-золотая орнаментальная роспись со стилизованными растительными и геометрическими мотивами, покрывавшая все поверхности. Орнаментальный рисунок росписи заглубляли в ганчевом (разновидность гипса) грунте и вызолачивали, а фон заливали ультрамарином или заполняли мелкими синими спиралями.

На куполе и парусах орнамент выполняли в рельефе из папье-маше с раскраской и позолотой. Преобладающими элементами рельефа были розетки, которые крепили на гвоздях к штукатурке.

Блеск и насыщенность изразцового и живописного декора, огромные размеры архитектурных масс и внутренних пространств мечети Биби-Ханым олицетворяют материализованное воплощение духа помпезности и могущества эпохи Тимура. Одним из лучших и хорошо сохранившихся произведений среднеазиатской архитектуры является мавзолей Гур-Эмир в Самарканде, построенный Тимуром для любимого внука Мухаммеда-Султана. План мавзолея по внутреннему контуру представляет собой квадрат с глубокими нишами в середине каждой из сторон, а по внешнему — восьмигранник.

На это основание водружен высокий цилиндрический барабан, несущий массивный внешний ребристый купол дынеобразной формы (купол и барабан занимают более половины общей высоты здания). Купол орнаментирован геометрическим рисунком из глазурованного кирпича. Второй, внутренний купол имеет сфероконические очертания и более приземист (высота подкупольного пространства — на 10 м ниже внешнего объема).

Переход к куполу выполнен при помощи арочных парусов. Название «Гур-Эмир» (Гробница повелителя), мавзолей получил в 1405 г., когда в нем рядом был похоронен сам Тимур.

Гур-Эмир является также усыпальницей сыновей Тимура, его внука — известного правителя, выдающегося астронома и астролога Улугбека и духовного наставника Тимура, мусульманского шейха из Медины Мир Сейид Береке. Мощный внешний объем частично растворяется в окружении за счет цвета: желтый кирпич перекликается с цветом песка, а сине-лазоревая шапка купола — с небом. В интерьере тяжелый массив стен облегчается большими стрельчатыми нишами нижнего ряда с декоративными сталактитами в конхах (полукуполах), полосой ниш, расположенных между стенами и куполом, а также богатым орнаментальным декором стен и сводов.

Колористическое решение интерьера строится на разных оттенках сине-зелено-золотой гаммы. Нижняя часть стен облицована мраморными панелями со вставками из зеленого змеевика и полосами резных надписей. Выше расположены орнаментальные росписи синей краской и золотом, а также рельефные украшения из папье-маше.

Купол был отделан рельефными розетками, символизировавшими звездное небо, и переплетенными золотыми стеблями, поднимающимися от низа купола к его вершине. Дневной свет слегка окрашивался, проходя сквозь цветное стекло решетчатых окон.

В мягком естественном свете и свете лампионов, свисавших из центра купола и по углам, мерцали золотые орнаменты. Активным элементом декора интерьера является резная двустворчатая дверь с узором в виде вазы, из которой поднимается куст с букетом цветов. Детали этого узора инкрустированы слоновой костью, разноцветным деревом, перламутром и серебром.

Декоративное убранство интерьера дополнено ажурной оградой надгробий из светлого мрамора и самими надгробиями, в первую очередь надгробием Тимура из двух больших кусков темно-зеленого нефрита. Согласно литературным источникам, в эпоху Тимуридов интерьер мавзолея украшали также ковры, драгоценные утварь и оружие.