Мусульманские страны

Мечеть Сиди-Укба в Кайруане

Мечеть Сиди-Укба в Кайруане
Оценить статью

0_647bd_64c77eea_origГлавная архитектурно-художественная особенность мечети — ее интерьер. Фасадов с самоценной архитектурной композицией здесь, по сути, нет. В окруженный портиками внутренний двор, размеры которого — значительно меньше перекрытой части мечети, раскрывается огромный молитвенный зал с лесом колонн. Колонны несут на себе двухъярусные аркады, причем опоры верхних арок установлены непосредственно на колонны. Арки нижней части имеют подковообразное очертание, а верхней — полуциркульное.

В клинчатой кладке аркад чередуется светлый камень и красный кирпич. Зал перекрыт балочным потолком, а михраб и зона ложи правителя (максура) — куполами. В трех секциях нефов перед михрабом купола имеют конструктивный костяк из восьми арок, пересечение которых образует рисунок в виде двух смещенных по отношению друг к другу квадратов.

Основания арок являются одновременно углами этих квадратов и формирующего купол восьмиугольника, а вся конструктивная структура имеет свойственное исламу орнаментально-декоративное звучание. Есть версия, что первыми подковообразную арку применили вестготы. Прообразом двухъярусной установки аркад послужили, очевидно, римские акведуки.

Молитвенный зал мечети делится на огромное количество одинаковых ячеек. Каждую образуют две колонны с двухъярусными арками между ними, которые занимают по вертикали больше пространства, чем колонны. Интерьер, таким образом, состоит как бы из двух частей: нижняя занята равным шагом «леса» колонн из разноцветного мрамора, порфира и яшмы, а верхняя заполнена арками, переплетающимися в бескрайнем пространстве зала.

Запутанный линейный узор аркад зрительно усложняется разноцветными пятнами арочных клиньев, разбивающих целостность архитектурной формы. Территории Ирана и Средней Азии несколько раз на длительные периоды объединялись в единое государство (Саманидская, Сельджукская и Тимуридская монархии). Этим объясняется наличие многих общих черт в их культовом зодчестве, но в нем есть и самобытные национальные особенности.

Иран в VII в. был завоеван арабами и превращен в одну из провинций халифата. К концу IX в. отдельные иранские области обрели самостоятельность.

В это время и в последующий период государства Саманидов бурно развиваются персидская наука и культура (история, математика, астрономия, литература, философия), расцветают искусства и ремесла, в городах сооружаются дворцы, крытые рынки, бани, караван-сараи, мавзолеи, мечети, медресе. В строительстве развиваются традиционные конструктивные приемы доисламского сасанидского периода. Самым распространенным материалом монументального строительства является обожженный кирпич, реже — камень.

Конструкциями перекрытий часто служат своды (вначале эллиптического, а затем стрельчатого профиля) и купола, для устройства которых применяют разные виды парусов. Эволюция зодчества идет от структурной четкости композиционных решений раннего периода к пышному декоративному оформлению сооружений разнообразными облицовками (начиная с XIV в.). В отличие от большинства мусульманских стран Иран допускал применение изобразительных мотивов в прикладном искусстве, рукописных миниатюрах и даже стенных росписях светского характера.