Мусульманские страны

Мечеть Сиди-Укба

Мечеть Сиди-Укба
Оценить статью

uqbaВ культовой архитектуре Египта часто применяется купол на тромпах, ранее использовавшийся лишь эпизодически. Особенно часто купола возводят на мавзолеях, превращая их в символы мемориального сооружения. В восточных предместьях Каира был создан некрополь халифов, который представлял собой вытянутый с севера на юг комплекс мавзолеев, построенных по единой композиционной схеме. Все гробницы этого ансамбля — квадратные в плане сооружения, перекрытые повышенными куполами на тромпах.

Их стены прорезаны многочисленными круглыми и арочными световыми проемами, пропускающими много света и делающими стены ажурными. Основными декоративными элементами интерьеров являются сложные лепные сталактиты парусов и разноцветная мозаика пола. Монументальная торжественность архитектурного образа интерьеров предыдущего периода сменяется живописной утонченной изысканностью.

В XVI в. Египет попал под турецкое владычество, и его культовая архитектура восприняла многие черты константинопольских мечетей. В первую очередь начали создаваться огромные, перекрытые куполами интерьеры (например, мечеть Синан-паши XVI в., Алебастровая мечеть Мухаммеда-Али в Каире XIX в.). В странах Магриба (территория современных Ливии, Туниса, Алжира и Марокко) архитектура на первых этапах испытывала значительное воздействие позднеантичных строительных традиций (характер каменной и кирпичной кладки, композиционные мотивы аркад по колоннам). Во многих постройках использовались архитектурные детали, найденные среди руин римских и византийских зданий.

Наиболее значительное культовое сооружение — мечеть Сиди-Укба в священном городе ислама и центре паломничества Кайруане (Тунис, 862 г.), ставшая образцом для многих мечетей Магриба. Современный облик мечеть получила к концу IX в. Ее архитектурно-художественный образ отмечен контрастом между суровым крепостным внешним видом (комплекс окружен массивными стенами с контрфорсами) и легкой, ажурной внутренней структурой, ядром которой является большой внутренний двор (50х67 м). Этот двор окружен подковообразными аркадами на мраморных и гранитных колоннах, взятых из античных и византийских построек. Напротив входа расположен молитвенный зал, раскрывающийся аркадами во двор.

Зал разделен колоннами на 17 нефов, центральный из которых, более широкий, ведет к нише михраба. Особенностью мечети является широкий трансепт, пересекающий нефы перед михрабом. Вход и средокрестие акцентированы сферическими (снаружи ребристыми) куполами, опирающимися на богато декорированные сталактитами тромпы.

Остальные части интерьера молитвенного зала перекрыты балочным потолком. Интерьер мечети имеет пышную декоративную отделку резным камнем и стуком.

Потолок покрыт орнаментальной росписью, михраб облицован мраморными плитками с резными флоральными орнаментами. Стена вокруг михраба и его арка покрыты инкрустацией из ромбовидных расписных изразцов. Выполненные из платанового дерева мимбар и ложе правителя (XI в.) украшены затейливыми геометрическими и растительными резными узорами.