Мусульманские страны

Мечети VIII-IX вв.

Мечети VIII-IX вв.
Оценить статью

naein1Наиболее сильное арабское влияние прослеживается в интерьерах ранних культовых сооружений. Мечети VIII-IX вв. сооружались по арабскому плану с центральным прямоугольным двором, окруженным со всех сторон колоннадами. Галереи вокруг двора перекрывали, по сасанидской традиции, коробовыми сводами (например, старейшая мечеть Тарикхане в Дамгане, Иран, VIII в.). Конструкции в этих храмах выкладывали из обожженного кирпича и не штукатурили. Позже их начали покрывать стуковыми декоративными деталями.

Так, в мечети в Наине (Иран, 906 г.), имевшей арабскую основу плана, михраб, колонны и арки были покрыты стилизованным флоральным узором из резного стука. Интерьер мечети монохромен, его декоративное богатство достигается исключительно за счет светотеневых эффектов пластики архитектурных конструкций и орнамента.

Во второй половине X в. мечети отходят от арабской схемы плана. Ядром композиции становится открытое во внутренний двор главное помещение (или айван), перекрытое сводом либо куполом, где находится михраб (например, мечеть в Нейризе). Монохром-ность остается характерной чертой персидских культовых интерьеров вплоть до XII в., когда начинает возрождаться изразцовая отделка, широко использовавшаяся в Иране еще в эпоху Ахеменидов.

В XI-XII вв. распространение получает декоративная отделка в виде орнаментальной кирпичной кладки и орнаментальной терракотовой облицовки, покрывающей поверхности. интерьеров сплошным ковром.

Новые черты появляются и в планировке мечетей: в прямоугольный двор по его осям вводятся четыре айвана, к одному из которых примыкает главный купольный зал. Наиболее значительным культовым памятником этого типа является Соборная мечеть в Исфахане (Иран). Она была построена в IX в. и впоследствии не раз перестраивалась и дополнялась новыми частями.

Основное ее ядро — внутренний двор (55 х 65 м), окруженный многочисленными сводчатыми галереями и четырьмя айванами с огромными пештаками (высокими порталами с арочными нишами), — относится к XI в. Главный зал с михрабом, расположенный за юго-западным айваном, перекрыт 15-метровым в диаметре куполом, опирающимся на четырехлопастные пилоны (сохранились от постройки IX в.). Второй по размерам купольный зал шириной 10 м (IX в.) находится на северном конце мечети по одной оси с главным залом. Переход от квадрата основания к кругу купола осуществляется в этих двух залах при помощи красиво прорисованного яруса тромпов, состоящего из системы стрельчатых арочек.

В малом (северном) зале эта тема получает пластическую поддержку в стрельчатых арках стенных ниш и входных проемов.