Мусульманские страны

Медрес Мири-Араб

Медрес Мири-Араб
Оценить статью

buhara_medrese_mir_arabВ медресе Мири-Араб геометрический узор сетчатых парусов получает композиционное продолжение в замысловатых рельефных переплетениях декора куполов. Эти купола либо вознесены на высокие, прорезанные светопроемами барабаны (в усыпальнице и в мечети), либо опираются непосредственно на паруса (в проходе во двор). Особенно органично решен плавный переход от четырех подпружных арок при помощи сетчатых парусов к шестнадцатигранному световому фонарю в интерьере усыпальницы.

В бухарском медресе Кулькедаш (1569 г.) аудитория перекрыта куполом на четырех пересекающихся арках, расположенных под углом 45° к стенам, что повлекло за собой соответствующий сетчатый орнамент на поверхности купола. Во входном помещении этой мечети орнамент парусов образован расшивкой швов кирпичной кладки, заполняющей распалубки между ганчевыми арками каркаса. Интересный пример конструктивного и декоративного решения купольных пространств дает хонако (мечеть с общежитиями для дервишей) Файзабад в Бухаре (XVI в.). В ее интерьере используется прием устройства восьмигранного яруса парусов с восемью распалубками.

Купол, декорированный рельефом из 32 пересекающихся арок, делится по вертикали на две части. Верхняя часть опирается на сталактитовый карниз и украшена растительным орнаментом белого цвета на черном фойе, выполненным в технике сграффито (карыма): узор прорезают в штукатурке, а получающееся углубление заполняют цветным алебастровым раствором.

Стремление к украшению интерьера, в частности сводчатых конструкций, разнообразным лепным декором приводит к бутафорным эффектам. Так, купола и стены в интерьерах медресе Абдулазис-хана в Бухаре (1652 г.) настолько перенасыщены живописью и лепными алебастровыми деталями, что реальная конструкция перестает под ними ощущаться, а формы кажутся невыразительными по пропорциям. С экономическим упадком среднеазиатских феодальных ханств их культовое зодчество, оставаясь в традиционных канонах архитектурных форм, повсеместно теряет свой высокий художественный уровень.

Некоторый экономический подъем и, соответственно, оживление монументального строительства наблюдались только в Хиве, ставшей столицей узбекского Хивинского ханства и продолжившей средневековые архитектурно-художественные традиции Средней Азии. Полуостров Малая Азия (владение Византии) во второй половине XI в. был завоеван кочевыми племенами, вторгшимися из Средней Азии и образовавшими Конийский (Сельджукский) султанат со столицей Конья (византийский Икониум). Художественная культура этого государства была связана одновременно с исламом и традициями искусства завоеванной Византии и соседних стран — Ирана, Сирии, Армении.

В монументальном строительстве активное участие принимали иноземные мастера. Использовалась кладка из кирпича с последующей облицовкой мраморными или керамическими плитками или без облицовки, кладка из рваного и тесаного камня, а также техника литого бетона.

На декоративное убранство интерьеров значительное влияние оказало среднеазиатское и арабское искусство.