Мусульманские страны

Монументальные сооружения Средней Азии

Монументальные сооружения Средней Азии
Оценить статью

shah-i-zinda_07_kusamВ среднеазиатских интерьерах с середины XV в. используется новый вид декора — кундаль (валик), представляющий собой слегка рельефную живопись. Рельефный узор из флоральных форм и надписей обычно покрывали золотом, фон окрашивали в синий цвет, а цветы и орнаменты расписывали зеленой, голубой, лиловой, белой и темно-красной красками (например, в интерьерах мавзолея Ак-Сарай в Самарканде). Среди монументальных сооружений Средней Азии важное место занимали медресе, синтезировавшие в одном комплексе три различных по функциям типа помещений — жилые, Мавзолей Кусама ибн Аббаса в ансамбле Шахи-Зинда в Самарканде учебные и культовые.

Как правило, композиционным центром медресе был прямоугольный двор, обстроенный по периметру в один или два этажа худжерами (жилыми комнатами учащихся и преподавателей). В центре каждой из сторон внутреннего двора устраивали айван, который мог служить летней аудиторией или мечетью.

Вьщеляющиеся размерами помещения в угловых частях использовали как аудитории или мечети в холодную погоду. Главный входной фасад раскрывался на городскую площадь монументальным пештаком. От эпохи Улугбека до нашего времени в Узбекистане дошли три медресе — в Бухаре (1417 г.), Самарканде (1420 г.) и Гиждуване близ Бухары (1433 г.). Основные конструктивные средства, декоративные материалы и художественные приемы, использовавшиеся при строительстве и отделке интерьеров медресе, были теми же, что в мавзолеях и мечетях.

Особенно распространенным видом декора была монументальная каллиграфия. По архитектурно-художественным качествам наиболее совершенным является медресе Улугбека в Самарканде, сформировавшее вместе с построенными двумя веками позже однотипными медресе Шир-Дор (1619-1636 гг.) и Тилля-Кари (1646-1660 гг.) знаменитый ансамбль площади Регистан. Особенно тонко и изыскано по цветовой гармонии и изяществу орнаментов выполнена отделка фасадов и интерьеров медресе (на глубоко синем фоне глазури — белые, желтые, зеленые, черные розетки цветов, голубые и зеленые стебли, белые и желтые каллиграфические надписи, переплетенные флоральным узором орнамента).

В начале XVI в. в Средней Азии образовалось феодальное государство, которым правила узбекская династия Шейбанидов. В столице этого государства Бухаре развернулись большие градостроительные и архитектурно-художественные работы, в которых наряду с продолжением традиций предыдущего периода проявились новые оригинальные черты. Монументальные здания Бухары XVI в. часто представляют собой ансамбли из двух построек, обращенных пештаками друг к другу и разделенных улицей или площадью.

В центре города главный ансамбль составляют соборная мечеть Калян (1514 г.) и медресе Мири-Араб (1536 г.), между которыми возвышается минарет мечети XII в. Объемно-пространственная структура этих памятников повторяет в XV в. типы мечети (например, мечети Биби-Ханым) и медресе (например, медресе Улугбека). Новыми чертами культовых интерьеров являются еще более пластически сложное решение конструкций и декора сводов при упрощении отделки остальных чаете и некотором сокращении объема зданий.