Мусульманские страны

Резные орнаменты в интерьере

Резные орнаменты в интерьере
Оценить статью

Tadj-Mahal196В арабском интерьере мебели было мало. Она практически была не нужна при сложившимся образе жизни, теплом климате, характере устройства жилища. Великолепный и разнообразный текстиль, обилие драпировок, пологов, балдахинов, покрывал, подушек и ковров создавали своеобразный тип интерьерного убранства с атмосферой мягкости и уюта. Обычай сидеть на полу или низком ложе (оттоманке), которое могло быть на каркасе и низких точеных ножках или без деревянного каркаса, представляя собой лишь мягкие тюфяки, устланные накидками, роскошными тканями, на которых сидели, спали, принимали гостей и даже решали правительственные вопросы, делал ненужным большой арсенал мебели для сидения.

Так, даже совет восточного правителя, который назывался «диван», также располагался на низких мягких широких сиденьях с валиками, которые потом дали название популярному европейском) виду мебели. Для сидения служили и самые разнообразные по форме и декоративной отделке квадратные и круглые пуфы, традиционно обтянутые кожей верблюда.

Самыми необходимыми предметами в этой ситуации становились маленькие низкие столики на стройных ножках-боковинах, имевшие небольшую круглую, квадратную, шести или восьмигранную столешницу. Они были выполнены из дерева и сплошь декорировались изысканным резным орнаментом или инкрустацией, черным деревом, излюбленным перламутром, декоративным камнем, в том числе лазуритом, бирюзой, разноцветными ониксами. Крышка была самым нарядным элементом столика и пышно заполнялась резным орнаментом, инкрустацией, керамической глазурованной полихромной плиткой или представляла собой поднос из чеканной меди.

Распространены были и небольшие столы из металла, при этом сохранялась граненая конструкция и декор, аналогичный деревянным резным образцам. Они выполнялись из бронзы, латуни, меди и представляли весь арсенал декоративных техник и приемов — гравировку, просечку, чеканку, эмаль. Емкости для хранения — небольшие шкафы — было принято делать встроенными в толщу стены и украшать навесными, виртуозно выполненными дверками, которые могли быть из дерева в технике сквозной геометрической или растительной резьбы либо в виде декоративной решетки с традиционными сложными точенками, а также из металла.

Ниши могли оставаться открытыми с завершением в форме подковообразной арабской арки, они нередко обкладывались гладкой или орнаментальной керамической плиткой, белились или красились. В нишах выставляли обливную восточную керамику или ценные предметы из стекла и металла.

Часто делались не одна, а несколько ниш подряд, образуя ряд емкостей. Значительно реже встречается обрамление стен деревянными панелями, в которых также делались ниши, шкафчики и объемные шкафы. В Марокко получили популярность шкафчики, сплошь покрытые инкрустацией слоновой костью или перламутром, а в Турции бытовали шкафы с оригинальной конструкцией боковых стенок и передних дверок в виде сквозной решетки из мелких точеных балясинок.

Подобный прием широко применялся и в изготовлении ширм, которые считались неотъемлемой частью мусульманского интерьера. У них каркасная конструкция и легкие филенки, виртуозно декорированные пропильным и резным орнаментом, или решетки, поражающие воображение своей разнообразной фантазией. Наиболее характерными для мусульманской мебели можно считать два уникальных предмета, не встречающихся в быту других народов.

Это подставки, шкафы и шкафчики-ларцы для чтения и хранения Корана. Подставки-пюпитры для чтения Корана были нескольких типов. Наиболее распространенными были складные, представлявшие собой Х-образную конструкцию из двух виртуозно украшенных резных деревянных досок, на которые кладется раскрытая книга.

Они были самых разных размеров и порой очень маленькие, низкие и настолько изящные, что скорее играли роль подставки, чем предмета мебели. Другим типом были арабско-египетские квадратные и шестигранные пюпитры каркасной конструкции из дерева с резными филенками, напоминавшие, скорее, кафедры для чтения священной книги. Подставки для Корана «курси» делались и из металла — гравированной и инкрустированной бронзы.

Шкафы и небольшие шкафчики-ларцы для хранения Корана были схожи с архитектурными строениями, напоминая формы исламских мавзолеев, и как все предметы мебели, пышно декорированы. По-восточному оригинальной и изысканной формой отличались кресла с широко разведенными выгнутыми подлокотниками, украшенными сквозной резьбой, служившие для представительских целей.