Мусульманские страны

Собор в Аахене

Собор в Аахене
Оценить статью

islam_beyazit_camii_01Колористическая гамма расписных образцов стала более разнообразной, а трактовка флоральных сюжетов в орнаменте приблизилась к натуре. Стремление к повышенной декоративности архитектурных форм в отдельных случаях реализовалось за счет выкладки арок чередующимися блоками темного и светлого камня (перистиль мечети уч-Шерефели в Эдирне). Высокого мастерства достигла резьба по дереву в декоре дверей и кафедр (особенно в мечети Ешиль-Джами и мавзолее Ешиль-Тюрбе в Бурсе).

Второй этап развития архитектуры Османской империи, отмеченный ее высшими достижениями, относится ко второй половине. В это время получила большое распространение ансамблевая застройка городов, причем часто центром таких ансамблей служили соборные мечети. Наиболее интенсивные строительные работы велись в новой (с 1453 г.) столице империи Стамбуле.

Наряду с перестраиванием в мечети старых христианских храмов возводились новые грандиозные монументальные культовые сооружения, воплощавшие идею могущества Османского государства. Прообразом и основой композиционного решения крупных османских мечетей был храм Св. Софии. Главное направление композиционных поисков в архитектуре мечетей — разработка темы огромного центрально-купольного здания.

Одной из этапных работ в этом направлении была мечеть султана Баязида II в Стамбуле (архитектор Хайретдин-ага, 1501-1506 гг.). Главное новшество заключалось в том, что купол над центральным пространством покоился не на стенах, а на четырех массивных столбах, и к нему примыкали два полукупола (как в храме Св. Софии). Боковые нефы были перекрыты малыми куполами.

В результате интерьер мечети получил ярко выраженную иерархическую подчиненность всех частей высокому центральному подкупольному пространству, освещенному большими окнами в основании купола. Бассейн для омовения был вынесен из интерьера во двор, окруженный галереей со стрельчатыми арками на колоннах.

Каждая травея аркады перекрывалась небольшим куполком. Над бассейном разместилась беседка, двор был вымощен мраморными плитами, а колонны оформлены пышными сталактитовыми капителями. Следующий шаг в развитии османской архитектуры связан с деятельностью выдающегося архитектора Коджи Синана (1489-1578 гг.). Творческие поиски Синана были ориентированы преимущественно на разработку величественных интерьеров мечетей, образцом которых служили ранневизантийские храмы с их приоритетом внутреннего пространства, Коджа Синан.

Мечеть Сулеймание в Стамбуле. Турция.

1549-1557 определявшего внешний объем зданий. Однако, в отличие от богатой пространственной расчлененности византийских интерьеров боковыми нефами и эмпорами, в постройках Синана ощущается стремление к созданию единого гигантского подкупольного пространства, воплощавшего идею могущества Османского государства.

Для достижения этой цели последовательно облегчалась система опор, а объемно-пространственная структура постепенно утрачивала черты базиликальности.