Мусульманские страны

Соборная мечеть в Исфахане

Соборная мечеть в Исфахане
Оценить статью

39.1Освещаются интерьеры горизонтальным венцом окон, которые расположены выше покрытий соседних секций, заставленных бесконечными рядами колонн. Из этих секций формируются огромные молитвенные залы, перекрытые разнообразными сводами и куполами, некоторые из которых имеют световые отверстия в центре. Декоративная отделка интерьеров мечети достаточно сдержанна и монохромна, что характерно для персидской архитектуры IХ-ХII вв. Наряду с фигурной кирпичной кладкой здесь используются облицовка терракотой и резной стуковый орнамент, который накладывают непосредственно на кирпичную поверхность стен.

Такие приемы (особенно стуковый орнамент с глубокой резьбой) использовались и в более поздние периоды, но самыми излюбленными художественными средствами становятся цветные керамические изразцы. Ими в исфахаиской Соборной мечети были отделаны айваны и фасады внутреннего двора.

В первой половине XIII в. Иран был завоеван монголами. Монгольское нашествие сопровождалось разрушением многих памятников архитектуры и вызвало застой в развитии искусства. В интенсивном монументальном строительстве, возродившемся в XIV в., продолжились основные традиции домонгольского периода.

В конце культовое зодчество Ирана развивалось под воздействием среднеазиатской и в первую очередь самаркандской архитектуры, находившейся в периоде расцвета. Наряду со сложившимся ранее типом мечети получила распространение более компактная мечеть в виде большого, перекрытого куполом, квадратного в плане помещения, к которому был добавлен огромный входной портал — пештак (мечети в Верамине, Натанзе, Кермане и других иранских городах).

Еще одним распространенным типом культовых зданий того времени были мавзолеи, создававшиеся и раньше. Эти мемориальные постройки над могилами особо почитаемых лиц можно отнести к трем основным типам: башнеобразные с завершением в виде шатра или купола, кубические или многоугольные в плане с купольным покрытием и портально-купольные, близкие по объемно-пространственной структуре к соответствующему типу мечетей. В башнеобразных мавзолеях архитектурно-художественный приоритет отдан внешнему объему; он воспринимается как столпообразный памятник, устремленность которого вверх подчеркивается полуколоннами или вертикальными гофровыми складками. Внутреннее пространство таких иранских мавзолеев — довольно простое: цилиндрические объемы со скупой декоративной отделкой.

В центрально-купольных мавзолеях интерьер получает большую пространственную и пластическую разработку. Одним из лучших архитектурных произведений такого типа является усыпальница хана Олджейту-Ходабенде в Султании (Иран, 1309-1313 гг., архитектор Хаджи Алишах).

Мавзолей состоит из восьмиугольного купольного зала диаметром 24,5 м, высотой 20 м и комнаты с гробницей. Стены мавзолея, выложенные из обожженного кирпича, разработаны в интерьерах двухъярусной аркадой. Каждая из граней имеет высокую стрельчатую нишу, внутри которой расположены в два яруса проемы со стрельчатым завершением.

Второй ярус аркад связан в толще стен, достигающей 7 м, галереями. Выше расположен еще один ярус галерей, раскрывающийся арочными проемами наружу. Купол решен в виде облегченной двойной оболочки, скрепленной кирпичными кассетами.

Его распор гасится при помощи внешних аркад, галереи и восьми минаретов, расположенных по углам и играющих роль западноевропейских пинаклей (декоративных башенок).