Мусульманские страны

Турецкая архитектура XVII в.

Турецкая архитектура XVII в.
Оценить статью

dailypix.ru_arhitektura-raznyh-stran-mira_22Декоративные средства Синан использует изобретательно и в большом количестве. Стремление к повышенной декоративности проявляется как в трактовке самих архитектурных форм (их живописной расчлененности многочисленными сводами, арками, нишами, окнами), так и в насыщении интерьеров богатой разнообразной отделкой — инкрустированными мраморными панелями и полихромными керамическими плитками, пестрым чередованием светлой и темной кладки арок, орнаментальными стенописями и узорными цветными витражами. Дополнительный декоративный эффект создавало искусственное освещение интерьеров низко свисающими со сводов многочисленными керамическими светильниками (чаще всего — с круглым туловом и расширяющимся горлом). Из всех своих построек Синан особо выделял три мечети: Шахзаде (1543-1548 гг.) и Сулеймание (султана Сулеймана I, 1549-1557 гг.) в Стамбуле, Селимие (султана Селима II, 1566-1574 гг.) в Эдирне.

В мечетях Шахзаде и Сулеймание за основу взята композиционная и конструктивная система храма Св. Софии. Распор центрального купола по продольной оси гасится при помощи двух полукуполов того же диаметра, имеющих, как и центральный купол, в основании венец окон.

В отличие от Св. Софии, мечети Синана не имеют эмпор, поэтому их внутреннее пространство является более «зальным», плавно нарастая вверх к центральному куполу. В мечети Сулеймание это нарастание гармонично аранлсировано ритмами ярусов окон, арок, малых куполов над боковыми нефами и больших полукуполов. В соответствии с византийской традицией архитектура мечети представляет собой целостный организм, в котором интерьер определяет внешнюю «оболочку» здания.

Образ интерьера — величественный и одновременно легкий, воздушный — складывается из блестящего синтеза всех его архитектурно-конструктивных и художественно-декоративных компонентов. Эффект дематериализации дают слепящий свет из венка окон (благодаря ему купол и полукупола кажутся как бы парящими над огромным пространством), мелькание темных и светлых клиньев арок, зрительно разрушающих их монолитность и статическую нагруженность ажурным орнаментальным декором. Те же образы стали основными в интерьере мечети султана Селима II в Эдирне.

Однако в композиционной структуре этого здания зодчий отошел от схемы храма Св. Софии, использовав новые оригинальные приемы. Купол диаметром 31,5 м (купол Св. Софии — около 33 м) вознесен не на четыре, как в предыдущих постройках, а на восемь граненых устоев и, соответственно, восемь арок. Угловые пандативы (скульптурные украшения в вершине свода) заменены тромпами, отсутствуют два больших полукупола, колонны придвинуты близко к стенам.

Огромная восьмигранная ротонда вписана в квадрат так, что пространство интерьера воспринимается как одно подкупольное целое. Интерьер ярко освещен светом из множества окон, расположенных в несколько ярусов, которые нарастают ступенями к куполу и подчеркивают центричность композиции.

Турецкая архитектура XVII в. продолжила традиции предшествующего периода и не внесла в решение культовых интерьеров принципиально новых приемов. Большинство мечетей повторяло образцы классического стиля прошедшего столетия. Наиболее известной и совершенной из них является мечеть Ахмедие в Стамбуле (султана Ахмеда I, 1609-1617 гг., архитектор Седефкар Мехмет-ага), которую называют также «Голубой мечетью» в связи со сплошным ковровым покрытием голубыми, зеленоватыми и белыми узорными изразцами стен ее огромного, залитого светом из многочисленных окон купольного интерьера.

По стамбульским образцам строили мечети не только в самой Турции, но и в странах, попавших под турецкое господство (например, таковы мечети Синан-паши 1571 г. и Мухаммеда Али 1830-1848 гг. в Каире, Египет).