Рококо

Бюро в стиле рококо

Бюро в стиле рококо
Оценить статью

bureau-du-roi-louis-xvК 1740-м гг. декор смещается к боковым поверхностям, а формы постепенно успокаиваются. Грациозные комоды получают забавные названия, зависящие от особенностей их конструкции: комод-гроб, комод-монашка, холостяцкий комод. Их украшают маркетри, резьбой, лаковыми и живописными вставками. Популярными становятся скрадывающие геометрию помещения угловые комоды-угольники с мраморной доской, которые устанавливают в интерьере парами, симметрично.

В комодах хранятся не только посуда, но и книги. В моду входят легкие этажерки, как правило, предназначенные для расстановки парадной посуды в столовых.

Изысканные большие бюро на высоких изогнутых ножках имели, как правило, три ящика, украшенные многочисленным наборным декором и накладными бронзовыми литыми элементами. В кабинете хозяина дома появляются столы-бюро из палисандра и фиалкового дерева, образцы тяжелой мебели. Позднее столы-бюро обретают цилиндрическую крышку.

Прямоугольные бюро на высоких изогнутых ножках имеют три ящика, украшенные многочисленными накладками из чеканной и золоченой бронзы. Обилие виртуозных бронзовых накладок (замочные скважины, ручки, угловые накладки и «башмачки» на ножках), помимо декоративных целей, преследует и технологические — позволяет скрывать стыковки наборной фанеровки на сложных для обработки выгнутых плоскостях изделия.

Менее массивными становятся разнообразные шкафы, но из рокайльного интерьера они постепенно исчезают (за исключением северных стран). Получает распространение универсальный комбинированный шкаф-кабинет.

Он включает в себя кабинетную часть с ящичками, нишами и потайными отделениями за дверками, среднюю часть (бюро с откидной доской, которая могла служить для письма), заглубленную для удобства сидящего человека, и нижнюю, комодную часть с крупными ящиками на пластичных ножках. Верхнюю часть украшали волнистым разорванным фронтоном, волютами с центральным декоративным элементом, сложными по абрису филенками. Плоскости украшали невысоким рельефным декором в виде арок, фронтонов, пилястр с резными капителями, карнизов, профилей и тяг, которые при таком изобилии пластики еще и фанеровали ценной древесиной с выразительной текстурой.

В варианте стилизации в китайском стиле украшение красно-лакового или черно-лакового расписного шкафа с позолотой завершалось настоящей фарфоровой вазой. Наибольшее разнообразие новых форм демонстрирует мебель для сидения. Она становится более пластичной.

Стулья отличаются от кресел отсутствием подлокотников и приставных табуретов, имеют ножки выгнутой формы (как продолжение развития формы кабриоли) , становятся изысканными и артистичными. Стулья и кресла рококо получают струящийся волнистый абрис и пышность изобильного тонкого декора, становятся более легкими и изящными. Спинки их петлеобразные, с силуэтом в форме вазы.

Волнообразные завитки ножек-кабриолей произошли от Б образных опор, причем сами ножки органично перешли в рамы сидений, выгнутые наружу локотники — в опоры, а проноги попросту исчезли. Каркасы кресел, стульев и диванов становятся пластичными, тектоническая структура формы трансформируется в пластическую, орнаментальную.

Каркасы стульев и кресел декорируются резными цветочными композициями и ленточным орнаментом, которые окрашивают в пастельные тона (фисташкового, голубого, розового цвета, часто в два тона одного цвета) с целью подчеркнуть изящный рельеф, а самой излюбленной становится белая мебель с позолотой резных деталей.