Рококо

Изразцовые печи

Изразцовые печи
Оценить статью

img2Важной частью интерьера были изразцовые печи. Часто плитки были белыми, а по ним шли «травы синею краскою» (узорчатые кафели). В ряде помещений использовано декорирование стен изразцами.

Но больше всего изразцовые комнаты сохранились в Меншиковом дворце на Васильевском острове, в так называемой Варваринской половине, где стены и плафоны имеют сплошную облицовку из изразцов. Сады Ораниенбаума стали собранием многих построек, показывающих возможности стиля рококо в России.

В районе Верхнего парка в 1758 г. была выстроена для великого князя Петра Федоровича (будущего Петра III) миниатюрная потешная (как у Петра I) крепость Св. Петра, затем превращенная в более мощное сооружение Петрштадт. От тех лет сохранился дворец.

Для развития стиля рококо в России важны его интерьеры, созданные в 1759-1762 гг. по проектам Антонио Ринальди. Также Ринальди возвел Китайский дворец Екатерины II (1762-1768 гг.) — шедевр рокайльного искусства в Европе.

Он входит в ансамбль «Собственная дача» Екатерины II (был несколько переделан в середине XIX в.). Первоначальное ядро составляло здание павильонного типа с окнами-дверями по всем фасадам, что обеспечивало связь интерьеров с окружением — собственными садиками. Парадная анфилада состоит из Приемного зала и шести гостиных. С западной и восточной сторон находились личные покои императрицы и ее сына Павла Петровича.

Все 17 помещений оформлены разнообразно и лишь в сумме составляют общий художественный образ. В Большом зале плафон украшен живописной композицией «Союз Европы и Азии» С. Бароцци.

В Зале муз плафон посвящен теме «Венера и грации». В ряде залов коричневая тональность стен оживлена восточным фарфором и панно в технике маркетри. Большой китайский кабинет — один из самых значительных европейских памятников шинуазри (ветвь рококо, использование приемов средневекового китайского искусства) того времени.

Тонкие пластины дерева разных оттенков, камин и наддверные панно также украшены восточными вазами и скульптурами. Примечателен уникальный кабинет с 12 стеклярусными панно, исполненными русскими золотошвеями и кружевницами под присмотром парижской мастерицы Марии де Шен на основе рисунков Филиппа Пильмана. Панно вышиты синелью, а фоном для них являются стеклянные перламутрового цвета трубочки.

В том же зале стоят два мозаичных столика, набранных из смальты. Оригинальными росписями по шелку украшены другие помещения — передняя, кабинет Екатерины II и кабинет Павла.

Такого разнообразия оформления стен материалами, различными по фактуре и краскам, трудно встретить в какие-либо эпохи до и после рококо. Свой дворец Екатерина II, по понятным причинам, называла «драгоценной игрушкой». К 1740-1750-м гг. меняется весь облик зодчества.

Развивает бурную деятельность В. В. Растрелли (1700-1771 гг.). В 1747 г. он перестраивает дворец в Петергофе. Наиболее удачным было его участие в перестройке царскосельского дворца в 1752-1757 гг., начатой А. Квасовым в 1718 г. Растрелли увеличивает и так большую протяженность фасада, используя симметричную систему портиков вдоль непрерывной колоннады второго этажа.

Одним из самых значительных является Большой зал (он нее Тронный зал и Светлая галерея). Программа, которую задает роспись плафона «Триумф России» художника Дж. Валериани, выражается в богатстве и мощи декора.

Он насыщен разнообразием деталей и рельефа, обилием скульптурных элементов, сильным выносом карнизов, насыщенностью декора падцуг. Позолота создает впечатление богатства и торжественного великолепия всего просторного помещения (площадь — около 1 тыс. м2). Обилие зеркал умножает всю эту роскошь отражениями, еще больше усиливая обилие света, льющегося в зал из широких окон. Вход в зал от Парадной лестницы шел через Кавалерскую столовую, окна которой обращены во внутренний парадный двор.

Здесь повторяются, но с меньшей пышностью, мотивы резьбы на стенах Большого зала. Особый облик помещению придает большая изразцовая печь с кобальтовым рисунком на облицовочных плитках (по гамбургскому образцу). Понятно, что это повышает колорит интерьера.

Цветность усиливалась во время обедов: пышные одеяния дам и кавалеров (отсюда и название столовой), стол с красочными яствами и посудой вносили дополнительные цветовые акценты. Другой парадной столовой была Белая столовая. Ее стены со времен Елизаветы Петровны были обтянуты белым штофом, на фоне которого нарядно смотрелись вызолоченные элементы рокайльной резьбы.

В Малиновой столбовой гостиной, где по вечерам играли в шахматы или карты, Растрелли вновь изменил оформление стен, воспользовавшись приемом декорирования пилястр (столбов) стеклами, под которые подкладывалась мятая фольга малинового цвета.