Рококо

Мебель рококо

Мебель рококо
Оценить статью

rokoko (1)К 1725-м гг. блестящее развитие европейского барокко завершилось его поздней стадией — рококо. Связанный с этой стилистикой образ жизни, диктовавший небывалое разнообразие помещений, таких как будуары, туалетные комнаты и рабочие комнаты, спальни и библиотеки, парадные залы и комнаты для прислуги, потребовал расширения номенклатуры мебели, изменения ее характера и декора. А самым важным стало формирование новых взаимосвязей мебели и интерьера, новых принципов создания интерьерного ансамбля.

Мебель рококо , как и интерьер, проектировали такие известные архитекторы-декораторы, как Ж. А. Габриэль, Ж.-Ф. Блондель, Р. де Котт и Ж. Боффран. Стиль рококо в европейской мебельной культуре был кратким, но ярким явлением. В мебели сохранились присущие ему грация и легкость, стремление к индивидуализации и комфорту.

При этом до виртуозности развилось искусство мебельного убранства интерьера, появились технологические новации, была создана номенклатура новых комфортабельных мебельных форм, а сам предмет мебели стал произведением пластического искусства. Для мебельного искусства этот период оказался одним из наиболее плодотворных за всю историю его развития.

Появилась целая плеяда талантливых художников и мастеров, разработавших многочисленные формы и виды новой мебели — красивой, прочной и очень комфортабельной. Над созданием мебели работали такие прославленные мастера, как Ш. Крессан, Б. ван Рисенбург, Ф. Эбен, А. Рентген, Ж.-А. Ризенер, Ж.-Ф. Лелё, М. Карлен, Н. Пино и др. Мебель, как и прежде, создавали по сборникам гравюр и подготовительным эскизам.

Известны сборники Ж.-А. Блонделя и А.-Ф. Рубо, до нашего времени дошли эскизы Ж.-А. Габриэля и большое количество подлинных изделий, многие из которых даже не подвергались переделкам и реставрации. В рококо высоко ценятся идиллия, природа, игра, изысканность и комфорт, которые окружены предметным миром, предназначенным для безмятежной частной жизни в дворце-особняке (в противовес барочной парадности и официальности).

Это соответствует ритму жизни владельцев, их укладу и привычкам. А культ женщины, характерный для рококо, сделал более женственным и характер мебели. В салонах гости уже не стоят, как при Людовике XIV, а сидят и даже полулежат: беседовать теперь принято сидя или лежа, удобно расположившись на многочисленных диванах, кушетках, канапе и в комфортабельных креслах.

Новый образ жизни потребовал и новых форм мебели для сидения, которую теперь устанавливали в интерьере отдельными группами, формируя разные функциональные зоны — для игры в карты, беседы, отдыха и т. д. Мебель теряла репрезентативные и монументальные формы, становясь более легкой и подвижной. Ее формы и украшения четко регламентировались в зависимости от того, для каких интерьеров она предназначалась, — для официальных залов или частных апартаментов.

Для остова конструкции применяли бук и орех, а для изысканных фанеровок — целый арсенал пород, в том числе самшит, клен, вишню, оливковое дерево, красное дерево, амарант, лимон, пальму, черное дерево, палисандр, фиалковое и розовое дерево. Их декоративные качества прекрасно использовались мастерами периода рококо.

Мебель обильно украшали изощренными золочеными бронзовыми накладками, расположенными, как и в барокко, симметрично. В это время произошло разделение труда при создании мебели.

Теперь в этом процессе принимали участие столяры, чернодеревцы, резчики, бронзовщики, литейщики, чеканщики, золотильщики, лакировщики и представители других профессий. После 1743 г. каждый из производителей должен был ставить клеймо на своих изделиях. В рококо, призванном удовлетворять самые капризные и изысканные запросы, стали очень популярны экзотические мотивы восточной мебели и декоративных украшений.

Стиль шинуазри был представлен несметным количеством лаковой мебели, которую первоначально ввозили из Китая, а затем научились имитировать и производить в Европе. Братья Мартен раскрыли технологии загадочных восточных лаков. Часто использовались черный, красный, коричневый лаки, пейзажи и сценки «с настроением» и «группами», написанные золотом по лаковому фону, инкрустации перламутром и полудрагоценными камнями, такими как нефрит, оникс, сердолик и др. Важным нововведением было и применение разнообразных отделок.

Прежде всего, это полное золочение деревянного каркаса по левкасу (грунту), крашение по левкасу в светлые пастельные цвета с натуралистичными растительными орнаментами и цветами. В корпусной мебели помимо этих отделок был популярен наборный фанерованный декор — маркетри и интарсия.