Рококо

Мебельное искусство Германии и Австрии

Мебельное искусство Германии и Австрии
Оценить статью

2Для Германии и Австрии самой распространенной и характерной была мебель, выполненная в мастерских Дрездена, Берлина, Мюнхена, Вены, Гамбурга и Бремена. В центральной Германии и на юге мастера ориентировались на заимствование и стилизацию французских образцов. А на севере страны предпочитали голландские и английские формы.

Характерными чертами была индивидуальность немецких мастеров, которые весьма гибко руководствовались пожеланиями заказчиков. Секретер теперь имел грациозную волнистую форму со скошенными углами и изогнутыми ножками, с выдвижными ящиками и ажурными украшениями.

Для его изготовления применялось черное дерево с цветными маркетри. Комод, заимствованный из Франции, интерпретировали на местный манер.

На севере его делали из массива древесины, на юге украшали богатым ореховым набором. Наибольшей популярностью этот предмет меблировки пользовался в бюргерской среде, где он на долгие годы стал образцом мебели городского дома.

В мебельное убранство такого буржуазного дома, помимо него, входили витрины, высокие узкие посудные шкафы, платяные и угловые шкафы, высокие футляры для больших напольных часов. Комоды традиционно украшали тонкими резными накладками из дуба и ореха натуральной окраски. В Германии также увлекаются шинуазри и выделывают лаковую дворцовую мебель (наиболее известны экземпляры дрезденского, берлинского и мангеймского производства).

Однако, в отличие от китайских изделий с красным и черным лаком немецкие мастера предпочитают многоцветные сочетания. Мебель для сидения фанеруют и лакируют, но традиционные изделия из плотного мореного дуба и ореха остаются в моде. Наиболее пластичные материалы (липу и бук) красят в белый и желтый цвета или золотят.

XVII в. стал для мебельного искусства Англии золотым веком, как принято называть периоды небывалого подъема и выдающихся достижений. Прежде Англия заимствовала мебельные формы в континентальном искусстве, в основном в Голландии и Фландрии, наиболее близких ей по тяготению к ясности, целесообразной сдержанности и комфортабельности. Начиная с XVIII в., она становится законодательницей моды и дарит мировому искусству непревзойденные образцы стиля, новации и проекты.

Историю английской мебели принято делить на основные периоды развития в соответствии с предпочитаемой мастерами древесиной, применявшейся в большинстве изделий. Так, «период дубового дерева», наиболее ранний по времени, предшествовал правлению Стюартов, пока не была введена в обиход роскошная французская мебель. Период дуба характеризовала мебель несколько грубоватая, тяжелая, соединявшая в себе реплики Средневековья и Ренессанса.

Собственно английскую мебель стали производить с правления Вильгельма III Оранского (1689-1702 гг.), и этот период назвали «периодом орехового дерева». Когда в Англии начали делать высокие ажурные спинки стульев, основанных на европейских образцах, то ввели и ротанговую плетенку, которую с успехом применяли в спинках и сиденьях.

Комбинации стульев и мебели для сидения породили новые формы сдвоенных и строенных диванов, которые откровенно соединяли из блоков отдельных кресельных или стульевых спинок и снабжали подлокотниками, создавая оригинальное сиденье (settee), небольшой диван (love-seat) и двойное сиденье без спинки (double-stool). Дуб в тот период начали украшать фанерованным итальянским орехом, экзотическими породами дерева, отдавая предпочтение инкрустации по голландским мотивам, в том числе цветам, птицам и растительному орнаменту.

В период правления королевы Анны в моду входит широкая изогнутая ножка (cabriole-leg), которая вскоре (с 1710 г.) встает на шарообразную опору с головой или лапой животного; мебель становится проще и легче. Появляется много новых предметов меблировки, таких как «холостяцкие» комоды — узкие, с откидной крышкой-пюпитром.

Рококо проникает в Англию и становится законодателем моды в 1740-1750 гг. Томас Чиппендейл (1718-1779), выдающийся английский мастер, создает уникальную мебель из красного дерева махагони, соединяя и интерпретируя темы французской и дальневосточной, преимущественно китайской, мебели в самобытных формах стиля, который затем получил его имя. Чиппендейл не ограничивается зарубежными мотивами, включая в свои произведения позднюю отечественную готику, черты добротности и комфортабельности, присущие типично английскому декоративному искусству. Чиппендейл, как и его собратья по ремеслу, изобретает много новых функциональных предметов мебели и новых форм.

К ним относятся разнообразные столики (в том числе столы для чтения), круглые складывающиеся столы для завтрака, карточные столики, комоды-бюро, большие книжные шкафы с застекленным верхом, решетчатыми переплетами и фронтоном с волютами, горки, кабинеты с повышенной средней частью и т. п.