Рококо

Прусские и немецкие дворцы

Прусские и немецкие дворцы
Оценить статью

13Германия, состоявшая из государств-княжеств, имела много резиденций правителей. Каждый из них хотел украсить свою резиденцию богаче и пышнее. Более того, сама французская культура и в первую очередь язык получили распространение при дворах (что сказалось и на выборе названий для дворцов и резиденций — Сан-Суси, Монплезир, Моибижу, Монрепо, Солитюд и т. п.). Бытовало обыкновение заказывать планы новых сооружений в Париже и даже порой приглашать зодчих к себе.

Эта тенденция противостояла австрийской, ибо императорская Вена еще диктовала свои вкусы. После некоторого упадка в зодчестве, продлившегося до 1690 г., начался новый значительный период.

Барокко долго применялось в Германии, и только к 1730-м гг. избыток пластического пафоса стал несколько убавляться, что сказалось прежде всего в ряде декораций интерьеров, небольших по размерам и похожих на гроты или беседки. Довольно часто принципы оформления рокайльных интерьеров применялись в зданиях, по планировке и обилию декораций на фасадах завершавших традиции барокко. Нередко барокко и рококо существовали как бы параллельно, порой органично дополняя друг друга.

Со временем немецкие мастера становились все свободнее в разработке декоративных мотивов. У них было меньше той скрытой тектоничности, которая была характерна для их французских коллег, а работа декораторов наполнялась чисто северным, фантазийным духом — этим особо отличалась баварская школа рококо.

К числу самых совершенных ансамблей относятся восточный флигель дворца в Шарлоттенбурге (1740-1743 гг., архитектор В. Кнобельсдорф), дворец Сан-Су-си в Потсдаме (1745-1747 гг., архитектор Г. В. Кнобельсдорф), дворец Амалиенбург в Нименбургском парке (1734-1739 гг., архитектор Ф. Кювилье) и Оперный дворец в Берлине (1741-1743 гг., архитектор В. Кнобельсдорф). Известной резиденцией XVIII в. был дворец-вилла Вейссенштейн в Поммер-сфельдене (архитекторы М. фон Велыи, И. Динценхофер).

Следуя итальянским образцам, вестибюль (декоратор Г. Хеннике, 1719-1723 гг.) приводит к нарядному светлому трехъярусному лестничному залу, расположенному над ним. Открытые галереи лоджий, увенчанные барочной росписью плафона, стремительный марш ступеней создают впечатляющий образ. Поистине ошеломляющий эффект, конечно, не связан с рококо, но этот стиль нашел применение в декорировании залов и комнат.

Удачно сочетаемое многостилье предполагает некую театрализацию восприятия архитектурных форм, что, понятно, не противоречит духу искусства тех лет. Схожий прием был использован при возведении Епископского дворца в Вюрцбурге (1722-1744 гг., архитектор Б. И. Нейман). Знамениты его лестница и Кайзерзаль с фресками Тьеполо, но для отделки небольших помещений были приглашены из Парижа Р. де Котт и Ж. Боффран.

Стили, применявшиеся при отделке внутренних помещений, группировались в определенной последовательности, соответствуя размерам, назначению и функциям этих помещений. Кроме того, рокайльные мотивы применялись в мелких деталях, которые органично входили в барочный замысел — например, как во дворце в Ьрухзаль, в частности при оформлении площадки лестничного зала (архитектор Б. И. Нейман, стуковые работы И. М. Фейхтмайера).

Для кельнского курфюрста и архиепископа подобным образом была оформлена верхняя площадка лестницы замка Аугустусбург в Брюле (1743-1748 гг.), над декорированием которой трудились множество мастеров разных профессий. Известным примером распространенных в Германии дворцов-казино стал летний дворец Фридриха II в парке Сан-Суси в Потсдаме близ Берлина (1745-1747 гг., архитектор Г. В. фон Кнобельсдорф).

Рядом с этой постройкой возникло другое — Нойе Каммерн (Новые палаты), которое было сооружено в 1747 г. как оранжерея, а потом приспособлено для приема гостей. Расширяя строение, к нем пристроили большую картинную галерею (по плану И. Г. Бюринга).

В саду был выстроен Китайский чайный домик (1754-1756 гг., И. Ф. Бюринг). Завершением ансамбля стал Новый дворец (1763-1769 гг., проект И. Г. Бюринга, Г. Л. Мангера, Ж. Л. Легрея и др.), возведенный в конце главной аллеи, которая сбоку подходила к террасам Сан-Суси.

Это было величественное трехэтажное здание с куполом и фасадом протяженностью 250 м, за которым размещалось до 200 комнат. Новый дворец стал второй официальной летней резиденцией прусского двора Фридриха II. Образцовость и массовость, как закономерное развитие стиля, рококо получил лишь во Франции и Германии. В других странах скорее приметны отдельные примеры, пополняющие общее представление о возможности создания интерьеров нового типа.