Рококо

Рокайль — французский мотив стиля

Рокайль — французский мотив стиля
Оценить статью

wpid-6T0O5MvGpwkРококо смогло появиться во Франции потому, что барокко там не было определяющим стилем и уравновешивалось классицизмом XVII в. К тому же знать сосредоточила в своих руках несметные сокровища и была готова их безудержно тратить на собственные удовольствия и прихоти. Эпоха рококо диктовала сверхусложненность стиля и использование хитроумных завитков орнамента, бесконечно помножаемых. Рокайль соткал изысканную паутину недосказанностей, которую можно наблюдать в тончайших переливах красок на полотне, в изысканной гамме росписей стен, в фарфоровых украшениях на столе и оптическом эхе зеркальных отражений овальных залов и галерей.

В самом выборе красок живописцем или образцов колеров декоратором заметно желание избежать определенности, которая вела бы к мысли о красочных эквивалентах реальности или о символах. В интерьере цвет во многом брал на себя связующую и определяющую функцию. Стали излюбленными белый цвет (или слегка кремовый — слоновая кость) с золотыми арабесками и сложная полихромия множества оттенков, в которых преобладали розовые, голубые, зеленоватые, серые, фиолетовые и охристые (светлые и темные) тона.

Богатый колорит интерьера, обычно продуманный до мельчайших деталей, дополнялся пестрым многоцветней обивки мебели, узорным паркетом из разных пород дерева, обилием фарфора (вазами, скульптурными аллегориями времен года), да и сами мраморные статуи и портреты дополняли своей ослепительной белизной переливчатую гармонию колеров. Применялись, пусть и в несколько метафорическом облике, краски самой природы, времен года.

Изменение насыщенности цветовой гармонии было тесно связано с новым пониманием глубинности пространства. Желание мыслить перспективно было сломлено, время барочных иллюзий, «проламывающих» стены, миновало. На плафонах уже нельзя было увидеть бездонные небеса с летающими аллегорическими фигурами.

Живописцы показывали мир близкий, но словно неосязаемый, недалекий, но и не близкий. Это было связано с новым пониманием человека, которому хочется творить мир вокруг себя, создавать вторую реальность — некую оболочку сложно устроенного быта, приравненного к Бытию. И чтобы обеспечить такую оболочку, все должно быть сложно соединено друг с другом.

Новый вкус декорирования складывался быстро. Мастера изучали декоративные элементы предшествующих эпох преимущественно по увражам (роскошным художественным изданиям большого формата), с интересом рассматривали гравюры, воспроизводившие знаменитые творения Микеланджело, Борромини и Бернини (включая его проект Лувра). Они начали обращать больше внимания на детали, выбирать те мотивы, которые сохраняли пластическую и визуальную выразительность вне зависимости от размера.

Миниатюризация — один из принципов рококо. Стоит вспомнить поздние постройки Жюля Арду-эна-Мансара (1646-1708 гг.) в Париже и королевский дворец Медон.

В интерьерах Медона проявилась тяга к мелкому узорочью в декорациях стен. В 1699 г. Мансар декорировал в Версале для тринадцатилетней герцогини Бургундской интерьеры Менажери, в которых он должен был воссоздать настроения детства.

Клод III Одран, знаменитость той эпохи, расписал стены цветами, фигурками птиц и зверей, лентами и арабесками.