Рококо

Рокайльные интерьеры

Рокайльные интерьеры
Оценить статью

7b915d0f118788529f59e0cb99201032Первые образцы известных рокайльных интерьеров были спроектированы в 1698-1699 гг. выходцами из мастерской Жюля Ардуэн-Мансара. Среди них самые известные — Пьер Кайто по прозвищу Лессюранс (1655-1724 гг.) и Пьер Лепорт (1660-1744 гг.). Они активно участвовали в декорировании таких королевских резиденций, как Марли и Версаль. Еще один путь был намечен при оформлении зала Людовика XIV в Версале (1701-1714 гг.) декораторами М. и Ж. Лепантрами, которые «измельчали» структуру барокко. Для развития рококо не пришлось ждать времени регентства Филиппа Орлеанского (1715-1723 гг.), который перевел свой двор из Версаля в Париж и весело проводил время в кофейнях и притонах, покровительствовал театральным труппам.

Краткое время правления Филиппа Орлеанского имело значение лишь для понимания того, как стоит жить, — весело и беззаботно. Показная роскошь рококо, казалось, вполне соответствовала всяким безрассудствам, хотя сам стиль был холоден, продуман и методичен.

Если это игра, то по правилам — вот это свойство и представляется главным. Ранний этап развития рококо на рубеже трудно восстановим, так как большинство интерьеров того времени не сохранились или были впоследствии перестроены. Однако то, что их было много, косвенно подтверждает «Новый трактат всей архитектуры» аббата Л. Ж. Кордемуа, изданный в Париже в 1706 г. Его автор порицает «ложное богатство декора» современных построек.

Нет сомнения, что приверженцы нового стиля ориентировались не только на детали зданий барокко, их миниатюризируя, но и на опыт архитектурного и скульптурного декора двух школ Фонтенбло, на весь европейский маньеризм и, особо, на ту свободу оформления гротов, фонтанов и отдельных павильонов, которая проявилась в садово-парковом искусстве. К той смысловой нагрузке, которую несли парковые павильоны, предназначенные для проведения праздников, в отелях добавлялся еще один компонент: это не просто атмосфера радостного, приподнятого настроения, которое излучают в пространство стены, обильно покрытые мелкой пластической декорацией и живописью, но и несколько зашифрованный, но всегда понятный торжественный гимн природе и раю на земле.

Так как концепция рая на земле (для избранных, разумеется) должна была представляться наглядно, то в интерьере возобладали элементы, напоминающие о нем. В этом смысле рококо — нарисованный и вылепленный стиль. Декораторы представляют на стенах цветы и фрукты, резчики монтируют деревянные панели, а скульпторы создают лепные орнаменты, и все изображения, крупные и маленькие (которых — большинство), искусно сплетены в единую ковроподобную композицию.

Вдохновляющими примерами для живописцев, создававших стенные панно, были образцы восточного искусства, в которых миниатюрные точные изображения цветов, растений, птиц и животных прихотливо складывались во впечатляющую декоративную систему. Как и у восточных мастеров, в творениях их европейских почитателей видны мотивы облаков и воли, а то и крыльев летучих мышей.

Стиль рококо умел балансировать, сложно сопрягая знак и иллюзию, между условностью и близкою к обману зрения натуралистичностью. В фаянсе распространилась мода на керамическую имитацию деликатесов, в садах рядом с живыми цветами «росли» их фарфоровые двойники, «обманки» устанавливали между деревьями, а обилие зеркал в салонах удваивало и утраивало пространство, смешивая фикцию и реальность. Стоит добавить, что обитатели особняков подумали о том, чтобы наполнить некоторые комнаты благовониями с различными запахами.

С Востока пришла мода на разного рода курильницы и сосуды с ароматическими веществами (ароматницы). Стремительно и. широко развивалось парфюмерное искусство.

В комнатах появилось много часов. Помимо распространенных напольных, модными стали механизмы в красивой оправе, нередко со скульптурными украшениями, ставившиеся на каминные полки, а также карманные, которые помещались в специальные подставки из бронзы или фарфора на столах.

Все они намекали на потерянное время и на то, что спастись от дум о нем позволяет лишь постоянное веселье.