Стили от древности до современности

Архитектура авангарда

Архитектура авангарда
Оценить статью

21Отвлеченный взгляд на предшествующие стили ставит архитектуру в прямую зависимость от поисков так называемого исторического авангардизма. В первые десятилетия XX в. он способствовал рождению архитектурных языков, которые оформились в новые художественные направления.

Экспрессионизм

В узком смысле «экспрессионизм» определяет произведения группы художников, создавших в 1905 г. в Дрездене объединение Die Briicke («Мост»), целью которого была пропаганда экспрессивных субъективных форм, абстрагированных от академизма. Живопись Кирхнера, Хеккеля, Шмидта-Ротлуффа и других художников выявляла трудности условий человеческой жизни, подвешенной между болью и смертью, давая волю «внутреннему крику», который есть в каждом из нас. Близкие этим идеям архитекторы, находящиеся в оппозиции к теориям Лооса («архитектура не является искусством… чему бы она ни служила, она исключается из сферы искусства»), объединились против функциональности, ратуя за творческую фантазию на пределе возможностей мечтателя. Архитектура должна волновать органичными формами, мягкими и обтекаемыми, или конструкциями, которые будто пришли из светящегося мира кристаллов или чарующих и загадочных пещер. Архитектура экспрессионизма, частично эволюционированная из ар-нуво, вдохновленная миром растений и минералов, близкая формам Гауди и использующая опыт Беренса (первые промышленные сооружения, отличающиеся большой визуальной экспрессией), обрела своих выразителей. Это — немецкие архитекторы, большинство из сооружений которых сегодня разрушены или вообще никогда не были построены из-за утопического характера проектов. Это Ханс Ползиг (1869-1936), создавший в 1918 г. «Гроссес Шаушпильхауз» (Большой драматический театр) в Берлине — монументальное здание, рассчитанное на 5000 человек, демонтированное в 60-е гг. XX в.

Эрих Мендельзон (1887-1953) — автор проекта (1920) башни Обсерватории и Института астрофизики в Потсдаме (открыты в 1924 г.). Бруно Таут (1880-1938), известный своим проектом Гласхауса, реализованным в 1914 г. Наконец, это Фриц Хогер (1877-1949), который восстановил значение таких строительных материалов, как кирпич и особенно клинкер.

Футуризм

«Манифестом» Маринетти (1909) футуризм осмеивал показную благопристойность аристократии и подобно гимну приветствовал индустриальное общество. Первая мировая война спровоцировала распад движения. Но вокруг Баллы, Деперо и Маринетти, которые в 1915 г. предвещали «футуристическое переустройство Вселенной», началась вторая фаза развития движения, и оно распространилось по миру. Во всяком случае, от футуристической архитектуры, предвосхищающей позиции Ле Корбюзье и Гропиуса (как следует из «Манифеста» Маринетти и Сант-Элиа, 1914 г.), ничего не осталось. Сохранились лишь рисунки Сант-Элиа и немногие здания и проекты Марио Скьяттоне (1891-1957).

Кубизм

Этот стиль живописи благодаря экспериментам Пикассо и Брака пользуется наибольшей известностью в истории авангардизма XX в., но его прямой вклад в архитектуру скуден. Единственные, по-настоящему кубистические здания были спроектированы в Чехословакии в 1912-1915 гг. некоторыми богемскими архитекторами. Тем не менее открытия художников-кубистов, касающиеся видения мира и размещения предметов в пространстве, имели глубокое влияние на таких выдающихся архитекторов, как Ле Корбюзье и Тео ван Дусбург.

«Стиль» и неопластицизм

Группа и журнал «Стиль» были основаны художником и архитектором Тео ван Дусбургом (1883-1931) в Лейдене (Голландия). В течение пятнадцати лет журнал был «рупором» группы графиков, архитекторов и живописцев, общие идеалы которых состояли в ритме, сдержанности выразительных средств и строгой конструкции. Движение, известное также как «неопластицизм», стремилось к радикальной трансформации искусства в противовес «визуальной и динамической» путанице (определение Мендельзона) экспрессионизма. Подобно живописи Мондриана, здания строились на вертикальных и горизонтальных линиях, предпочтение отдавалось основным цветам (красный, желтый, синий) и гладким поверхностям.

Конструктивизм

Термин был введен в 1913 г. русским критиком Луниным для определения тонких металлических конструкций, подобных механическим структурам Владимира Татлина. Понятие «конструктивизм» позже вошло в употребление для обозначения эстетической идеологии, утвердившейся в России в начале 1920-х гг. Близкая поэтике футуризма, эта новая экспрессивная форма, захватившая живопись и скульптуру, архитектуру и театр стремлением нести искусство в массы, противопоставляется буржуазной эстетике. Конструктивизм ориентировался на государственные структуры, на своей первой фазе — марксистско-ленинские. В 1932 г. сталинская автократия уничтожила художественные группы, прервав процесс преобразований.

Парадоксально, но самым значимым символом конструктивизма остается модель никогда не реализованной «архитектурной скульптуры», спроектированной Татлиным для памятника Третьему Интернационалу: двойная спираль гигантских размеров, нависающая подобно мосту над Невой, с наземными вращающимися залами. Тогда, в момент величайшего творческого энтузиазма, лишь немногие проекты, достойные восхищения, были реализованы. Среди них — здания в Москве и Ленинграде, созданные братьями Весниными.

Эль Лисицкий стал фундаментальной фигурой в отношениях с Западной Европой, где он много работал, сблизившись в 20-е гг. с художниками группы «Стиль». Мы обязаны ему синтетической, но насыщенной особым смыслом характеристикой конструктивизма, прозвучавшей в восхищенных оценках построенного в Ленинграде дворца «Правды»: «Все детали… являются неотъемлемыми частями проекта и синтезированы как единое целое. Это — эстетика конструктивизма» (1929).