Стили от древности до современности

Архитектура Возрождения

Архитектура Возрождения
Оценить статью

5Возрождение является прежде всего итальянским феноменом, в различных формах распространившимся во многих европейских странах. Неслучайно, что уже в период итальянского Средневековья в некоторых зданиях читаются характеризующие Ренессанс чувства спокойствия и равновесия, чуждые «вертикализму» Северной Европы. Впервые термин «Возрождение» был применен швейцарским историком Якобом Буркхардтом в его знаменитой книге «Культура Возрождения в Италии» (1860). Однако уже в период Чинквеченто Джорджио Вазари отмечал «прогресс возрождения». Он подразумевал под этим климат обновления и расцвета искусств в свете возврата к гармонии античности и в противовес «современным обычаям», что следовало определению готики, которое за век до того сформулировал Леон Баттиста Альберта. Как бы то ни было, Возрождение — слишком расплывчато, чтобы ясно обрисовать каждый аспект этого явления. Принято говорить о Раннем Возрождении XV в., расцвете Возрождения и Позднем Возрождении (включая и маньеризм).

Характеристики

Рассмотрим в качестве примера здание Чертоза в Павии, изначально «рожденное» готическим и позже, в ходе реконструкции, перестроенное Джованни Антонио Амадео. Что готического осталось на фасаде? Чрезмерный декор, боковые контрфорсы, опирающиеся на лизены статуи и шатер крыши. Что имеет отношение к Ренессансу? Полукруглые арки, тимпан классической традиции, портал без откосов, полукруглое завершение окон, форма конька крыши. Еще два примера: Порта делла Карта в Венеции и арка Альфонса Арагонского в Неаполе. Стиль Возрождения отражен в венецианских воротах лишь в прямоугольной форме входа и статуях. Неаполитанская арка является интерпретацией таких античных моделей, как арки Константина и Септимия Севера. Первым, кто способствовал созданию архитектурного языка Возрождения, стал Леон БаттистаАльберти.

Для церкви Сан-Франческо в Рими-ни, известной как Храм Малатеста, архитектор избрал в качестве нехристианского прототипа арку Августа, находящуюся в том же городе. Ренессансный архитектурный язык использует тот же алфавит, что и греко-романский мир. Вернулись в разнообразных вариантах античные ордера (дорический, ионический, коринфский, тосканский, композитный), своды и кессоны, орнаментальные мотивы (зубчатые, астрагал, овы), метопы, триглифы, архитравы, колонны, капители, лизены и лопатки.

Исчез обильный декор в точках ритмического и равновесного напряжения. Стрельчатую арку заменила полукруглая или антаблемент. Крестовый свод сменил бочарный или парусный. Однако планы церквей сохранили форму латинского и греческого крестов. Архитекторы Возрождения не ограничивали себя слепым подражанием античности. Они привнесли много нового в концепцию дворца и загородной виллы.

Раннее Возрождение

Архитектура Кватроченто отличается равновесием и гармонией. Одним из примеров стиля является капелла Пацци во Флоренции работы Филиппо Брунеллески. Джулиано да Сангалло перенес модель на монументальный уровень в проекте Санта-Мария делле Карчери в Прато. Палаццо Медичи (ныне палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция) Микелоццо вдохновило через десятилетия формы палаццо Строцци, сохранившие простоту и гармонию, несмотря на внешнюю внушительность.

А вилла Медичи в Поджо-а-Кайано, построенная Джулиано да Сангалло для Лоренцо Великолепного, стала программным манифестом цитат из античности, особенно явно читающихся втимпане, украшенном мифологическими сценами.

Расцвет Возрождения

Новое направление ренессансной архитектуры характеризуется раскованной экспрессией форм, отошедших от равновесности, свойственной Кватроченто, но обретших больший динамизм и пластичность, как видно на примере перестроенной Браманте церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане. Орнаментальные «валики» и вогнутость больших внешних поверхностей верхней части апсиды свидетельствуют о новом восприятии пространства, что чувствуется и в форме фасада дворца Массимо алле Колонне в Риме.

В римской резиденции Агостино Киджи Перуцци вновь обращается к типологии виллы. «Фарнезина» оставалась образцом пригородной виллы вплоть до XVII в., когда в Риме были построены вилла Боргезе и палаццо Барберини. В период Чинквеченто образцы XV в. все же находили отражение: Мадонна ди Сан-Бьяджо в Монте-пульчано представляет собой переосмысленную соответственно эпохе расцвета Возрождения модель церкви Санта-Мария делле Карчери в Прато.

От Позднего Возрождения до маньеризма

Так называемое разграбление Рима 1527 г. вынудило покинуть столицу целую плеяду художников. Это определило европейский размах ренессансного языка. Новые архитектурные проекты были направлены на акцентирование светотеневых элементов, что очевидно в проекте Галереи Уффици Вазари, где внешние стены, состоящие из трех ярусов, подчеркивают контраст белизны стен и элементов из светлого камня. Если на одной стене досконально внимательно воспроизведены античные орнаменты, другая — подчеркнуто театральна. Часто достигаются поразительные эффекты: Джулио Романо применил «рустичный» ордер в палаццо Те в Мантуе, Андреа Палладио открыл «колоссальный» ордер, а Микеланджело преступил все каноны в проекте Порта Пиа в Риме, ставшем эмблемой архитектуры маньеризма.