Стили от древности до современности

Готическая архитектура

Готическая архитектура
Оценить статью

3Как это часто случается в истории искусств, термин «готика» изначально имел пренебрежительное значение. В 1533 г. Рабле перевел его на французский язык, а несколькими десятилетиями позже Джорджио Вазари ссылался на него как на «стиль… присущий готам», «уродливый и варварский». С другой стороны, уже средневековый латинский язык употреблял прилагательное gothicus в применении к кодексам, написание которых отличалось от scripture готапа (римского написания). Изначально выражение «готический» указывало на северный мир в противовес латинскому и средиземноморскому — совершенному хранителю красоты и гармонии. Необходимо оказаться в середине XVIII в., чтобы лучше понять эту позицию: английская и французская художественная историография пыталась переосмыслить проблему. В1797 г. Джеймс Холл создал целую теорию, согласно которой готика родилась из примитивных деревянных конструкций древних германцев. Последние изыскания восстановили справедливость, подтвердив необоснованность всех неправомерных гипотез. Признано, что готический стиль, обладающий художественной самостоятельностью и немалыми достоинствами, в XIX в. пережил настоящее возрождение, а в XX в. был наполнен символикой фантазии и сказки.

Истоки

В отличие от романского стиля, различные центры распространения которого располагались почти по всему Западу, новый стиль выбрал своей колыбелью Северную Францию. Однако лишь в XIX в. стало известно, что первым готическим зданием был собор аббатства Сен-Дени вблизи Парижа. Здание с прекрасно освещенной структурой хоров и деамбулатория действительно переросло стилистические рамки романского стиля, открыв дорогу распространению нового направления в Иль-де-Франс.

Характеристики

В отличие от романской, готической архитектуре присуще более интенсивное внутреннее освещение. Это зависит главным образом от использования стрельчатой арки, которая, в отличие от полукруглой, может нести большие нагрузки, — окна становятся значительно шире, а пилястры не столь массивны. Стрельчатая арка, уже применявшаяся в североафриканской исламской архитектуре IX в., обрела основополагающую роль в конструкции церкви, сообщая ей устремленную вверх динамику, что имеет и религиозное значение, прежде всего — ссылку на близость Бога.

Более того, большая прочность стрельчатой арки и нервюрного свода позволила вместо чередующихся пилястр и колонн использовать только пилястры, уже способные выполнять функцию опоры. Распределение пролетов и проемов в стене центрального нефа идентично романскому (клеристория, матронея или чаще — глухой трифорий, несущие арки). Однако прослеживается тенденция к расширению проемов, а окна или розоны предполагали более тонкий декор и часто украшались элегантной ажурной резьбой, напоминающей кружевной филигранный узор. Наличие широких проемов в структуре стены предполагало применение корректирующей и опорной систем, особенно контрфорсов и аркбутанов, которые несли функцию перераспределения нагрузки.

При общей «вертикальной» тенденции возросшие технические возможности позволили создавать покрытия в виде шпиля на вершинах башен фасада или на средокрестии трансепта. Изменился также стиль декора: помимо многофигурных изображений, украшающих порталы или капители, появились композиции на нервюрном своде, пилястрах, гребне крыши. Очевидна тенденция исчезновения с фризов геометрических мотивов, характерных для романского стиля. На смену им приходит живой натурализм — растительный орнамент из листьев аканта, смоковницы, плюща.

Изменяются, становясь более сложными, и планиметрии. От плана в форме латинского креста, уже освоенного романским стилем, переходят к центричному плану и к «зальной церкви». Благодаря особенному строению (три или пять нефов; «ступенчатая» — если центральный неф находится на возвышении) зальная (или павильонного типа) церковь создает впечатление огромного единого пространства, напрямую освещенного из окон боковых нефов.

Хронология и стилистика

Готика развивалась на протяжении длительного периода — от 40-х гг. XII в. до первых десятилетий XVI в. Стадия расцвета — последние десятилетия XIV в. и до 40-х гг. XV в. -была отмечена разнообразием, отвечающим многогранности аспектов этой пестрой культуры: «международная готика» подчеркивает множественность стилистического распространения, тогда как «придворная готика» ясно указывает на феномен, имеющий отношение ко двору. «Пламенеющая готика» (фр. — flamboyant; нем. — Weicher St/7, т. е. «мягкий стиль») выявляет преобладание в декоре S-образной кривой, напоминающей извивающиеся языки пламени. Французский термин rayonnant («сияющий») относит нас к лучам окна-розы. Определение «цветущая готика» акцентирует внимание на орнаментах. Парабола этого стилистического языка завершается с поздней готикой, особенно распространившейся в первые годы XIV в. в Северной Европе, лишь только часть которой затронуло эхо Итальянского Возрождения. Масштабам европейской готики сопутствовало утверждение типично национальных стилей.

Франция

Роль проводника в формировании различных стилистических путей принадлежит Иль-де-Франс (вторая половина XII в.). Уже к концу века французские архитекторы и строители столь основательно изучили технические возможности стрельчатой арки, что смогли позволить себе формы великого размаха, которые эволюционировали, достигнув уровня высочайшего мастерства.

В XIV в. наблюдается дальнейшее облегчение конструкции церкви, ставшей еще более воздушной и утонченной. Так называемая «цветущая готика» XV в. достигла необычайного развития.

Англия

Англия, испытавшая влияние Франции, сформировала, однако, собственный национальный язык. Обозначение Early English («ранний английский») определяет стиль с конца XII в. до второй половины XIII в. (включая такие новые формальные решения, как звездчатые своды соборов в Линкольне и Иле). Со второй половины XIII в. до конца 40-х гг. следующего века развивается Decorated Style («украшенный стиль»), характеризующийся нервюрами, обработанными в виде желобков и двойных изгибов. Примерно к 1330 г. (и почти до конца XV в.) возникает Perpendicular Style («перпендикулярный стиль»), которому была свойственна чрезвычайно смелая динамика по вертикали, объединенная с удивительными открытиями ранее невиданных форм.

Испания и Португалия

Испания и Португалия относительно поздно восприняли стиль готики, привнесенный цистерцианцами в XIII в., тогда как исламское доминирование в тот период все более ослаблялось, пока не сошло на нет.

Однако прошел век, прежде чем в Португалии появилось по-настоящему готическое произведение, прелюдия к расцвету так называемого стиля мануэлино — по имени короля Мануэла I (1495-1521). В Испании ему соответствовал стиль Reyes Catolicos.

Германия и Италия

Германия испытывала влияние французской готики начиная с 30-х гг. XIII в.: моделью для Элиза-беткирхе в Марбурге стал собор в Реймсе, а предшественниками Кёльнского собора явились кафедральные соборы в Амьене и Бове. Оригинальные решения Халленкирхе служили в Германии эталоном до конца XV в., отчасти благодаря вкладу таких гениальных архитекторов, как Парлер. Привнесенная цистерцианцами готика столкнулась в Италии не только с классической традицией, но также со стилем бургундской архитектуры, который в различной степени повлиял на городские и культовые сооружения последующего времени.