Стили от древности до современности

Модернизм и ар-нуво

Модернизм и ар-нуво
Оценить статью

18Переосмысление стилей — благодаря вкладу и таких теоретиков, как Жан-Никола-Луи Дюран, — подтолкнуло архитекторов переместить суть проблемы от выяснения последовательности применения классических ордеров к определению функции и роли сооружения. «Ордера отнюдь не являются сущностью архитектуры», — писал Дюран в «Конспекте лекций по архитектуре» (1802-1805), продолжая, что «тот же декор — химера, и издержки, к которым он ведет, — лишь безрассудство». Неоготический опыт и успех трудов Виолле-ле-Дюка также способствовали пересмотру истории архитектуры и более внимательному отношению к конструктивным аспектам. Определились предпосылки для нового решения проблем.

Множество названий одного стиля

Стиль ар-нуво в 1890-1910 гг. практически распространился по всему миру, включая Америку. Название пошло от магазина, открытого в Париже в 1895 г., где продавались предметы, отличающиеся явной приверженностью к модерну. Немецкий термин Jugendstil («югендстиль») связан с журналом Jugend, выходившим в Мюнхене в 1896 г., а в Италии говорили о Liberty («либерти», от названия универмагов Артура Либерти в Лондоне, где продавались ткани и предметы в «цветочном» стиле). Sezessionstil, распространившийся в Вене, связывают с Венским Сецессионом (1897), который объявил войну официальному искусству. Англичане приняли термин Modern Style.

Характеристики

Принципиальное своеобразие этого интернационального стиля заключается в «растительной» изогнутости линий, прослеживающейся повсеместно: в украшениях, мебели, балюстрадах, витражах и даже во внешних профилях домов. Другой важный аспект предполагал использование материалов «индустриального» типа: железа, чугуна, майолики. Исключалось любое отклонение в сторону архитектурных ордеров, а структура самой конструкции идентифицировалась с декором.

Истоки и развитие

Ар-нуво берет свое начало от Arts and Crafts Movement, движения, появившегося в Англии с целью предоставить искусство в распоряжение всех людей и предполагающего плодотворность связи «искусство — промышленность». Ар-нуво принял эстетические идеалы, оставив в стороне социальный компонент. Близкая связь с венским «Сецессионом» предопределила также вклад таких ярких личностей, как шотландец Чарлз R Макинтош и испанец Гауди. Главными центрами ар-нуво стали Вена и Брюссель.