Стили от древности до современности

Модернизм

Модернизм
Оценить статью

22Впервые послевоенные годы окончательно утвердилась тенденция индустриального развития экономики, возникли новые градостроительные задачи, появилась необходимость в «народном» строительстве.

Теоретические постулаты первого авангарда, в большей части отражающие программу «изменения мира», обрели универсальное значение. От некоторых архитектурных разработок, например кубистических, на время отказались. Футуристические же идеи индустриального города были полностью переработаны.

Аксиома нового направления

Определение modem movement«современное движение» — вошло в историографию архитектуры в 1936 г., когда Николаус Певзнер написал работу «Пионеры Современного движения от Уильяма Морриса до Вальтера Гропиуса». Книга появилась спустя четыре года после выставки, проходившей в Музее современного искусства Нью-Йорка, названной «Современная архитектура» и посвященной искусству таких выдающихся мастеров, как Райт, Ле Корбюзье, Гропиус (упоминаем самых именитых), и по-настоящему базирующемуся на рационализме. Отсюда другое название нового движения — «рационализм». Движущая идея нового направления заключена в аксиоме, сформулированной Салливеном: «Форма логически следует функции» — здание или предмет имеют строго определенный вид, основанный на их функциональном предназначении, а не исходящий из особых эстетических мотивов. Поэтому возникает также термин «функционализм».

Баухауз

Коснемся истории Баухауза, знаменитой Школы прикладных искусств и промышленного дизайна, основанной Вальтером Гропиусом в Веймаре в 1919 г. и ставшей также первой современной школой архитектуры. В 1925 г. из-за враждебности академического и буржуазного окружения Веймара она переместилась в Дессау. Проект комплекса Гропиуса из железобетона и стекла, соответствовавший строгим принципам функциональности, стал неким манифестом нового движения.

Здания из нескольких этажей, вместившие аудитории, комнаты учащихся, залы, соединялись между собой двухэтажным, пересекавшим улицу мостом. «Здание, отражающее дух современности, отличается представительным симметричным фасадом. Необходимо войти внутрь, чтобы осознать его трехмерность и понять функции его элементов», — писал Гропиус о Баухаузе. Простые геометрические формы, отвечающие требованиям простоты и порядка, ранее определенными группой «Стиль», стали еще одним шагом на пути к исследованию «новой объективности» (другой компонент рационализма), исключающей любую эмоциональность и субъективность.

Рационализм в Европе

С Баухаузом (окончательно закрытым нацистами в 1933 г.) Германия обрела направляющую роль в определении идеалов «современного» движения, которые кратко звучат так: архитектор исполняет социальную функцию; он должен производить с максимальной выгодой для общества и минимумом экономических затрат; исключается ненужный и дорогой декор; главенствуют рациональные формы, максимально выполняющие свои функции; все проблемы взаимосвязаны: архитектор отвечает за все, проектируя «от ложки до города». В этом случае нельзя оставлять в стороне позитивную роль взаимодействия с промышленностью и возросшего внимания к жилищному строительству. Проблема решалась методологически, исходя из изучения масштабов, оптимального планирования различных помещений и назначения архитектурных ансамблей.

Переход от теории к практике произошел с реализацией проектов Эрнста Мея (1886-1970), асессора строительства во Франкфурте-на-Майне, и Ганса Шароуна (1893-1972), работавшего в 1919-1925 гг. в качестве независимого архитектора в Восточной Пруссии. Гропиус также занимался разработкой жилых домов, отдавая предпочтение техническим, экономическим и социальным аспектам.

Доведены до крайности — с точки зрения «коллективизма» — русские, изначально грандиозные проекты жилых домов и городских комплексов. Теоретически они не столь далеки от идей Ле Корбюзье, его «Жилой единицы» в Марселе: швейцарский архитектор, один из величайших основоположников «современного» движения, пришел к ним через дом-модель — павильон Esprit Nouveau.

Другие течения

Универсальный характер modern movement и его попытки утверждения нового качества жизни продемонстрировала инаугурация Международных конгрессов современной архитектуры (CIAM), где столкнулись архитектурные идеи и методологии, предполагающие постоянное внимание к социальной и экономической действительности.

Было положено начало формальным решениям, которые определились в такие течения, как итальянское движение рационализма, в первое время поддерживаемое фашистским режимом. Обособленной, но фундаментальной личностью в развитии органической и частью экологической архитектуры стал немецкий архитектор Гуго Херинг (1882-1958). Его концепции Organwerk («органическое произведение», подчиняющееся функциональности) и Gestaltwerk («формальное произведение», зависящее от первого и являющееся причиной формального изменения) оказали влияние на Алвара Аалто и Шароуна.

Уникальный американский опыт

Именно концепции органической архитектуры, возникшие в результате различных независимых исследований, стали основополагающими в американском рационализме, получившем развитие в рамках Чикагской школы. Отправным пунктом стали идеи скульптора Горацио Гринафа (1805-1852), который обратился к природе как к образцу для новых форм. Эта концепция была принята Салливеном, для которого в природе «форма логически вытекает из функции». Не случайно Райт ценил древние традиции американского жилища.

Видный архитектор считал, что любое жилое пространство продолжается и извне, и каждый элемент, являясь составляющей единого целого, обладает ярко выраженной самобытностью.

Американское движение представляли наиболее видные европейские архитекторы, эмигрировавшие в Соединенные Штаты в период нацизма. Экономическая мощь США позволила реализовать проекты архитектурных комплексов, и до сегодняшнего дня немыслимых в Европе.