Стили от древности до современности

Неоготическая архитектура

Неоготическая архитектура
Оценить статью

16Тенденция «восстановления» (от англ. Gothic Rivival и нем. Rokoko Gotik) характерного для Средневековья стиля определилась в Англии в середине XVIII в., во времена коллекционера и писателя, автора «готических романов» Хораса Уолпола (1717-1797). Его эксцентричная вилла Строберри Хиллс на Темзе положила начало настоящей «неоготической» моде, которая сопровождала весь XIX в.

В контрасте с господствующим классическим стилем этот феномен приобрел значение возрожденного национального стиля, обретя экзотический оттенок, родственный «китайскому влиянию», распространившемуся в архитектуре и декоративном искусстве уже с 20-х гг. XVIII в. В первое время интерес к готической архитектуре поддерживался необходимостью в рамках стиля достроить здания, остававшиеся незавершенными на протяжении веков. Однако очень скоро вокруг «вновь открытой» готики возникли дискуссии. Экономика встала на путь индустриализации, отсюда использование таких новых материалов, как железо и стекло, и возникновение таких уникальных типологий сооружений, как железнодорожные вокзалы и механические мосты.

Стой поры множились исследования филологического восстановления древнего архитектурного языка. Здесь достаточно упомянуть Эжена-Эмманюэля Виол-ле-ле-Дюка, знаменитого архитектора и теоретика архитектуры. Возрождению готики противодействовали сторонники неоклассицизма, признававшие законным традиционно признанный язык классики.

Неоготический стиль в мире

Неоготика имела необычайно широкое распространение, добившись своего признания даже в США. Достаточно вспомнить Бруклинский мост, решетчатая конструкция которого напоминает готические стрельчатые арки, или бросить взор на шпили церкви Троицы, взметнувшиеся среди небоскребов Нью-Йорка. Столь широким резонансом стиль обязан в большой степени формальному выбору одной из наиболее влиятельных властных структур того времени. Грандиозное архитектурное начинание — решение, принятое в 1835 г. английским правительством, о реконструкции здания

Парламента и строительстве нового дворца в неоготическом стиле, — привело к узакониванию неоготического стиля в качестве альтернативы неоклассицизму. В Германии и Австрии неоготика обрела конкретные очертания возрождения национальной самобытности. Грандиозные замки очевидно навеяны фантастическими масштабами нордических традиций, которые неоклассицизм не мог отразить, и лишь в XX в. они возникли в воображении Уолта Диснея как обиталища принцев и фей. И в Италии успех сопутствовал неоготике: «замки» коллекционеров, городские дворцы и, наконец, — фасады Санта-Кроче и Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции.