Стили от древности до современности

От маньеризма к барокко

От маньеризма к барокко
3.5, 2 голос.

6Если маньеризм определенно относит нас к середине XVI в., то происхождение термина «барокко», вошедшего в употребление в конце XVIII в., не столь ясно. Может быть, он исходит от barroco (определение, в португальском языке относящееся к жемчужине неправильной формы) либо – от baroco (уничижительное обозначение вычурности силлогизмов схоластики Средневековья, позже ставшее объединяющим символом педантичных и эксцентричных суждений). Итак, барокко превратилось в синоним искусственности и прихоти, напыщенности и экстравагантности. Другими словами — дурного вкуса и уродливости. Среди первых, заговоривших в негативном смысле об архитектуре XVIII в., стал Франческо Милициа, теоретик неоклассицизма, который в 1781 г. дал оценку произведениям Борромини как «высшей степени эксцентричности, смехотворной крайности». Лишь к концу XIX в., с трудами Генриха Вёльфлина, этот стиль претерпел переоценку и стал считаться одной из категорий сильной экспрессии человеческого духа.

В своей антибарочной полемике Милициа коснулся и искусства Микеланджело, таким образом затронув важные аспекты нового стиля: его фактическое происхождение от изощренности форм маньеризма. Характерным для барокко стало декоративное изобилие и прогрессирующее возрастание пластики и динамики масс. Превалировали изогнутые линии и эллиптические планы, появившиеся вместо округлых, типичных для Возрождения. Монументальные комплексы, гармоничные и грандиозные, поражали эффектами театральности.

Для определения перехода от маньеризма к барокко достаточно сопоставить три типологии окон: микеланджеловские на калотте купола Св. Петра, окна работы Мадерны на вершине фасада той же базилики и — Борромини — на третьем ярусе фасада дворца Барберини. Окно Мадерны сохраняет микеланджеловское строение. Однако Микеланджело оставляет целостной структуру (тимпан с двумя опорными волютами), а Мадерна разбивает тимпан скульптурной раковиной. Микеланджело еще следовал архитектурным ордерам, Мадерна же с неожиданным пластическим эффектом использует модели, типичные уже для барокко. Второй вариант менее органичен, чем первый, поэтому Борромини заменило манный тимпан на непрерывающийся карниз. Новый архитектурный стиль постепенно окреп.

Барокко, распространившись из Италии сначала во Францию, а затем в Испанию, Португалию и другие европейские страны, явился первым архитектурным стилем, преодолевшим границы Старого Света, захватившим колонии Нового Света, Индию и Филиппины. Расцвет стиля также носил интернациональный характер.

Барокко в Италии

Рим, центр поэтического барокко, может гордиться не только основоположником нового стиля Карло Мадерной, но и такими величайшими новаторами, как Бернини и Борромини. Помимо них — Карло Рай-нальди, Пьетро да Кортона, Марти-но Лонги Младший, Джованни Антонио де Росси, Карло Фонтана (обосновался в Риме примерно в 1650 г.). В других итальянских городах творили уроженец Модены Гварино Гварини (работал в Турине и Париже), венецианец Бальдассар Лонгена, флорентиец Герардо Сильвани. Благодаря особенному восприятию нового стиля целиком преобразились города Сицилии и Апулии.

Из Италии — в другой мир

Уже в 1657 г. французский архитектор Луи Лево рассматривал итальянское барокко в применении к дворцу в Во-ле-Виконт, вдохновленный проектом палаццо Бар-берини в Риме. Новый язык обрел европейскую материальность, когда Бернини был приглашен для реконструкции Лувра (1665). Втеже годы Гварино Гварини находился во Франции, где задумывался грандиозный версальский проект. В Англии, где Иниго Джонс (1573-1652) положил начало «палладианству», главным представителем барокко стал Кристофер Рен.

В Испании, Португалии и колониях превалировали роскошь и изобилие, наивысшим выражением которых стал стиль «чурригереско» — необычайно скульптурный и изобилующий пышным декором, иногда излишним, дробным, беспокойным и повышенно эмоциональным.

Этот стиль был назван по фамилии трех архитекторов из семьи барселонского скульптора — братьев Хосе Бенито, Хоакина и Альберта Чурригера.