Стили от древности до современности

Японская архитектура

Японская архитектура
Оценить статью

19С формальной точки зрения японская архитектура испытала сильнейшее влияние конструктивных методов китайской культуры, пришедших в Страну восходящего солнца с распространением буддизма в середине VI в. До тех пор Япония, где, впрочем, уже давно вошла в обиход китайская письменность, была связана исключительно с национальным культом shinto («дорога богов»): анимистическая религия, вменяющая духовность различным природным проявлениям и любым чувствам, способствующим достижению высшего состояния. Если в XVI в. благодаря протестантским и католическим миссионерам развивались также отношения с Европой, то в середине XVII в. Япония оказалась на два века в полной изоляции, и иностранцам было запрещено даже приближаться к ее берегам. С приходом к власти императора Мейдзи (1867-1912) начали восстанавливаться отношения с Западом, и неподражаемое очарование японской цивилизации стало все более привлекать Запад, который и сегодня взирает на Японию как на источник вдохновения, особенно в сфере архитектуры.

Истоки и характеристики

Древние терракотовые статуэтки свидетельствуют о родстве типологий японского жилья с другими странами Юго-Востока Азии. В типичном деревенском доме (из дерева, бумаги и соломы) пол должен был быть приподнятым, веранда — пристроена к дому, крыша — с широкими скатами.

Другие сооружения, типичные для японской архитектуры, — храмы, дворцы, замки, хранилища на сваях для риса. Традиционные конструктивные системы, передаваемые из поколения в поколение, — деревенские дома и монументальные комплексы синтоистских храмов. Последние помещены внутрь пояса, закрытого трапециевидными воротами (torn), отличающимися выступающим вперед архитравом с опорными пилястрами. В плане храм имеет зальную схему. Встречается крестообразный план, где вход расположен на длинной стороне. С приходом в страну буддизма и расширением его влияния в VI в. распространились храмы в виде пагоды, типичные для китайской культуры, которые оказали влияние на синтоистские сооружения.

Восток и Запад

Когда после двух веков изоляции возобновились отношения состальным миром (1853), японское искусство явилось ошеломленным западным художникам. Моне даже избрал дизайн для своего сада в Живерни, вдохновившись цветными ксилографиями, которые с Дальнего Востока с невероятной скоростью распространились в Европе. Момент оказался благоприятным и для архитекторов, готовых к восприятию стимулов и влияний, исходящих от традиции, отличной от греко-романской матрицы. С другой стороны, английский архитектор Джосиа Кондер в 1874 г. основал при Токийском университете институт архитектуры, ставший основным центром обмена идеями. Стой поры европейские и американские архитекторы начинают работать в Японии. Среди них — Фрэнк Ллойд Райт, по проекту которого в 1916 г. в Токио был построен отель «Империал» (позже разрушен). Он работал в сотрудничестве с чехословацким архитектором Антонином Реймондом. Авангардные проекты японских архитекторов начинают обращать на себя внимание и на международном уровне, особенно в 50-х гг. XX в., благодаря славе их выдающегося соотечественника Кендзо Тангэ. Но и традиционная японская архитектура оставалась источником вдохновения для западного мира. Особенно ценилась строгая геометрическая суть помещений, куда естественный свет попадал с больших легких веранд, обычно обращенных к садам. Дом и сад фактически относятся к почти нерасторжимому биному, а идеограммы ка и tei («дом» и «сад»), соединенные вместе, составляют концепцию дома.