Древний Египет

Место рождения солнца

Место рождения солнца
Оценить статью

7Далее от святилища — «места рождения солнца» — горизонтальный солнечный луч, в котором яркой звездой продолжала светиться золотая ладья, пронизывал всю анфиладу залов, дворов и аллеи сфинксов, оказывая на зрителей сильнейшее психологическое воздействие. Чуть позже поднимающееся все выше солнце уходило лучами обратно в храм, зажигая покрытые серебром плиты мощения гипостильного зала. Таким образом, композиционную идею интерьеров Карнакского храма можно трактовать и как обрамление божественного солнечного луча архитектурно-скульптурными формами.

Не менее показательный пример преобладания семантического подхода над тектоническим дают интерьеры пещерного храма Рамзеса II в Абу-Симбеле (Нубия). Открытие храма было приурочено к тридцатилетней годовщине царствования фараона — празднику Хеб-Сед. По мнению известного французского египтолога Луи Кристофа, 21 октября 1260 г. до н. э. в торжественный день Хеб-Седа состоялось обожествление фараона.

Храм в Абу-Симбеле представляет собой 50-метровую вырубленную в скале пещеру, план которой традиционен для храмов Нового царства: это вырубленные в скале пилон (обрамление входа) с сидящими 20-метровыми колоссами фараона, разделенный на три нефа «осирическими» столбами первый пещерный зал (он заменяет перистильный двор наземных храмов), второй пещерный зал и святилище. Внутреннее пространство последовательно затемняется и затесняется по направлению к святилищу. Интерьеры этого храма, подобно Карнакскому, архитектурно «обстраивают» солнечный луч, который в назначенный день и час должен пронизать храм и выхватить из мрака пещеры находящиеся там священные статуи.

Архитектурно-культовый сценарий, которому подчинены все части храма, был, по сути, сценарием освещения фасада и интерьеров. Первые лучи восходящего солнца освещали последовательно верхнюю часть фасада со скульптурным фризом из павианов, затем приветствующую их статую бога Ра Торакти, увенчанную солнечным диском с головой кобры. Чуть позже они освещали статуи Рамзеса и проникали в интерьер храма.

В зависимости от времени года высвечивалась большая или меньшая часть внутреннего пространства, и только дважды в году (весной и осенью) лучи солнца достигали торцевой стены святилища, перед которой расположены сидящие статуи трех богов (Птаха, Амона, Ра-Горакти) и находящийся в центре между ними обожествляемый Рамзес. Планировка храма устроена так, что Птах, связанный с подземным царством, всегда оставался в тени, а солнечные боги освещались, в зависимости от даты, поодиночке или по двое. Высшую степень эмоционального напряжения у зрителей вызывает именно эффект проникновения солнечных лучей в недра земли и выхватывания из мрака в заданный день и час священных статуй, в том числе скульптуры фараона (божественный свет везде находит того, кто отмечен божественным началом).