Древний Египет

Новое царство

Новое царство
Оценить статью

4Наиболее распространенным типом монументальной архитектуры в эпоху Нового царства является наземный храм. В его интерьерах высшей степени развития достигают тенденции более ранних периодов, связанные с пространственно-временными факторами восприятия архитектуры при организации движения людей по определенному художественно-культовому сценарию. Наземный храм Нового царства (его классический вариант) состоит из четырех основных частей, расположенных по одной композиционной оси: 1) аллеи сфинксов или овнов, 2) окруженный стенами и портиками перистильный двор, 3) гипостильный зал с многочисленными колоннами, 4) святилище. Однако многие храмовые комплексы включают в себя больше составных частей, что объясняется периодическими реконструкциями и достройкой храмов в течение длительного времени.

К уже имевшимся дворам могли добавляться новые с новыми входами-пилонами, а иногда старые дворы застраивали колоннами и перекрытиями, превращая их в крытые залы. Таким образом, почти все храмы имеют индивидуальные планово-пространственные особенности.

Общими же чертами являются их достройка и композиционное развитие по одной оси, начинающейся на подступах к храму и заканчивающейся святилищем. Одна из наиболее интересных и характерных особенностей храмов Нового царства — постепенность перехода от внешнего пространства к интерьеру. Первая часть храма, аллея сфинксов, ограничена только сбоку мерным ритмом скульптур.

Среди композиционных задач аллеи — психологическая подготовка зрителя к вхождению в храм, таинству созерцания хранящегося в нем фетиша и выстраивание религиозной процессии вдоль композиционной оси храма, по которой предстоит двигаться ее многочисленным участникам. Следующий по ходу движения — внутренний перистильный двор, ограниченный с двух-четырех сторон стенами, башнеобразными пилонами и портиками.

Перистильный двор представляет собой как бы промежуточное пространство между окружающей природой и собственно интерьером. Расположенный далее крытый гипостильный (т. е. поддерживаемый колоннами) зал — один из наиболее ранних в истории архитектуры примеров многоколонных залов с использованием так называемого базиликального разреза.

При помощи этого композиционного приема удавалось решить одновременно несколько задач: интерьер получал естественное освещение через решетчатые окна, расположенные между перепадами кровли (окон в боковых стенах не было), а главная композиционная ось, которая вела от аллеи сфинксов к святилищу, выделялась светом, большей высотой колонн и более широкими интерколумниями (пролетами между колоннами). По мере продвижения внутрь храма его пространство постепенно сужалось и затемнялось, уровень пола повышался, а высота плафонов снижалась. Гипостильный зал был довольно тесен и загроможден колоннами.

Каменные стоечно-балочные конструкции не позволяли получать пролеты, превышающие 4,5 м. Пролеты между колоннами боковых нефов (частей зала) иногда были почти равны диаметру колонн, а в центральных, более высоких нефах могли доходить до 1,5-2,5 диаметров (твердых канонов пропорций в Египте не было). Таким образом, интерьер зала зрительно как бы распадался на множество перпендикулярных друг другу коридоров, в которых диагональные взгляды затруднялись, а единовременное восприятие всего пространства зала было невозможно.