Древний Египет

Среднее царство

Среднее царство
Оценить статью

3Среди монументальных интерьеров Среднего царства важное место занимают скальные гробницы знати в Бени-Хасане. В их планировке много сходных черт с заупокойными храмами Древнего царства — от входного вестибюля длинные, часто наклонные коридоры ведут в пещерные залы с прямоугольными или круглыми столбами. Новыми архитектурными элементами в этих гробницах являются протодорические колонны входных портиков и интерьеров и обработка высеченного из скалы плафона в форме цилиндрического свода. Стены скальных гробниц украшены росписями, авторы которых, не нарушая строгих иконографических канонов (плоскостная фризовая композиция), изображали окружающую египтян жизнь (сцены сельскохозяйственных работ, охоты, рыбной ловли и т. д.). В период Среднего царства возрастает роль жречества в политической жизни страны.

Это стимулирует дальнейшее развитие храмовых комплексов, причем господствующими в них становятся осевые композиции. Одним из наиболее выдающихся памятников Среднего царства является заупокойный храм Ментухотепов в Деир-эль-Бахри (конец III тысячелетия до н. э.). Его своеобразие заключается в соединении традиций строительства пирамид Древнего царства с планировочными приемами скальных гробниц фиванских номархов, в построении симметричной анфиладной композиции с «нанизыванием» на одну ось основных частей храма. От небольшого павильона-молельни вверх шла дорога длиной 1200 м, ограниченная с двух сторон стенами (расстояние между ними -33 м), вдоль которой росли деревья и были установлены статуи фараона.

Дорога подводила к большому двору, в глубине которого на скалистой платформе возвышался колонный храм, увенчанный пирамидой. К храму вела аллея, также обрамленная колоссами фараона из раскрашенного известняка.

Эта аллея плавно переходила в пандус, который вел к многоколонному залу храма, окруженному с трех сторон портиками. Колонны храма были украшены цветными рельефными изображениями фараона и богов, а центр зала занимала «прорастающая» через кровлю пирамида.

Далее композиционная ось последовательно «нанизывала» внутренний двор, окруженный портиками, и второй колонный зал, в глубине которого в скале было вырублено святилище (гробница фараона находилась под вторым колонным залом). По сравнению со строениями Древнего царства храм Ментухотепов имеет более сложную композиционную структуру с большим количеством составляющих и более развитой архитектурно-художественной режиссурой архитектурных, скульптурных и природных компонентов.

В нем впервые появляются портики (галереи) с колоннадами, весьма распространенные впоследствии, а его планировочные приемы будут использованы в монументальной архитектуре Нового царства. Так, в расположенном по соседству храме царицы Хатшепсут (1525-1503 гг. до н. э.) эти приемы повторены почти «дословно».