Древний Египет

Храм Амона-Ра в Карнаке

Храм Амона-Ра в Карнаке
Оценить статью

6Вопросы тектоники (художественного выражения закономерностей, присущих конструкции и материалу здания) древние строители специально не решали. Гораздо более важную роль играла семантика, т. е. символика сооружения. Египетская религия (как почти все религии мира) трактовала храм как микрокосм, воплощающий представления о Вселенной и потустороннем мире.

Культовая архитектура Древнего Египта символична и изобразительна одновременно. В храмах колонны обычно изображали природные формы растений — лотосы, папирусы, пальмы, причем изобразительными были не только капители (верхние части колонн), но и стволы. Центральные более высокие нефы и главная Храм Амона-Ра в Карнаке.

План. Начало II тысячелетия в. до н. э. композиционная ось — путь к святилищу — выделяются капителями в виде распустившихся цветков папируса, а колонны боковых нефов имеют капители в виде нераскрывшихся бутонов. Гипостильный зал в целом изображает священную рощу, а предшествующий ему перистильный двор — ее опушку.

Плафон зала символизирует небо: его обычно окрашивали в синий цвет, расписывали звездами и летящими птицами. При всей монументальности архитектурных форм интерьера налицо — тенденция их визуальной дематериализации изобразительными мотивами и цветом.

Почти все части храмов покрывали тонким слоем грунта, скрывающего швы каменной кладки, и окрашивали в яркие цвета (красный, зеленый, синий). Колонны, стены и входные пилоны покрывали рельефами — чаще всего цветными.

Наряду с барельефными изображениями египтяне использовали технику врезанного рельефа. Он имеет углубленные в архитектурную поверхность контуры и моделируется как бы изнутри самой архитектурной массы (наружные точки изображений совпадают с плоскостью стен).

Врезанные рельефы особенно эффектны при характерном для Египта ярком солнечном и точечном ночном освещении. Известно, что религиозные обряды зачастую совершали в храмах ночью, при свете факелов. Перемещающиеся факелы участников процессии изменяли характер теней врезанных рельефов, заставляя их контуры двигаться, а изображения — как бы оживать, что усиливало мистический трепет собравшихся.

Связанный с религиозно-мистическими верованиями синкретизм (нерасчлененность) египетской культуры особенно наглядно проявляется в храмах, посвященных солнечным богам. В ХУ1-Х1П вв. до н. э. главным святилищем Египта был храм Амона-Ра в Карнаке. Известно, что в египетском культе (как и в ряде других) день зимнего солнцеворота является важнейшим религиозным событием — днем рождения солнечного божества.

Карнакский храм строился с таким расчетом, чтобы в день зимнего солнцеворота (в период XVIII династии -22 декабря) ось храма совпадала с центром восходящего солнца. Основой архитектурно-культового сценария был эффект «рождения» солнца в интерьере храма. Лучи солнца, поднимающегося из-за восточных скал, сначала освещали вершины обелисков с изображениями Амон-Ра (солнце встречалось со своим изображением).

Затем они проникали в храм через его восточный проем, попадали в святилище, наиболее темную и тесную часть анфиладной оси, и заставляли вспыхнуть золотым цветом выставленный на алтаре главной фетиш храма — золотую ладью, на которой, согласно легенде, солнечное божество совершает дневной путь по небу. Встреча реального солнца в святилище со своим культовым символом является эмоциональной кульминацией сценария храма, задуманного зодчими, астрономами и жрецами (нередко — в одном лице). Ее с мистическим волнением ожидали участники церемонии.