Древний Египет

Храмы древнего царства

Храмы древнего царства
Оценить статью

5Последняя часть храма, святилище, — это помещение без окон, в котором находился какой-либо фетиш (например, изображение священной ладьи). Обычно культовое действие представляло собой торжественный вынос жрецами фетиша для показа и поклонения молящимся. Пространство храма уменьшалось и затемнялось не плавно, а четко выделенными ступенями, соответствующими частям храма.

Социальная иерархия, пронизывавшая египетское общество, давала право входа в разные части храма лишь определенным слоям населения. Одни могли войти только во внутренний двор, преодолев первую преграду — массивные входные пилоны, другие обладали правом входа в крытый зал, и только жрецам было доступно святилище, конечный пункт и кульминация движения по оси храма.

Как отмечал историк архитектуры Н. И. Врунов, смысл четко обозначенных границ отдельных частей храмов Нового царства состоит в нагнетании эмоционального напряжения у участников процессии перед очередной композиционной преградой (например, пилонами) и в дальнейшем разрешении этого напряжения, когда зритель оказывается на следующей ступени храма. Таким образом, в архитектуре египетских храмов 11-1 тысячелетия до н. э. мы сталкиваемся с последовательно организованным сценарием «движения-восприятия», использующим богатые возможности четвертого измерения «архитектуры-времени». Зритель получает запрограммированные в этом сценарии эмоции, наслаиваемые в сложный зрительный образ.

Затем подобные средства архитектурно-художественной выразительности интерьеров будут активно использоваться в архитектуре разных периодов (готика, барокко, Современное движение). Египетские храмы — один из наиболее ранних примеров подобного рода в истории архитектуры. В отличие от пирамид с огромной диспропорцией их гигантского внешнего объема и минимальных интерьеров камер и коридоров в храмах Нового царства внутреннее пространство преобладает над внешними формами.

В сущности, такие храмы имеют лишь один рассчитанный на восприятие зрителя фасад, образуемый пилонами с расположенными перед ними деревянными мачтами-флагштоками, колоссами фараонов и обелисками. Все остальные фасады наземных храмов представляют собой глухие стены, окруженные хозяйственными службами, садами, церковными школами, жилищами жрецов, и не претендуют на архитектурную значимость.

За главным фасадом следует анфилада полуинтерьерных (внутренние дворы) и интерьерных (крытые залы, святилище) пространств. Их композиционная трактовка основана на стилистическом единстве используемых архитектурных форм и художественных приемов, изменении физических параметров и эмоционального образа среды. Пространство гипостильного зала довольно тесное и загроможденное колоннами.

Каменные стоечно-балочные конструкции не позволяли добиться больших пролетов (не более 4,5 м в зависимости от вида камня). Интерколумнии боковых нефов в нижней части иногда почти равнялись диаметру колонн, а в центральных более высоких нефах могли доходить до 1,5-2,5 диаметра(твердых канонов пропорций в Египте не было).

Таким образом, интерьер гипостильного зала зрительно как бы распадался на множество перпендикулярных друг другу коридоров, в которых диагональные взгляды затруднялись, а единовременное восприятие всего пространства зала было невозможно. Последняя часть храма — святилище — представляет собой помещение без окон, в котором находился какой-либо фетиш (например, изображение священной ладьи).

Обычное культовое действие представляло торжественный вынос жрецами этого фетиша для показа и поклонения молящимся.