Древний Рим

Базилика Ульпия

Базилика Ульпия
Оценить статью

34Одна из крупнейших в Риме базилика Ульпия (арх. Аполлодор нач. II в. н. э.) была расположена на форуме Траяна, причем поставлена поперек его оси и охватывала всю ширину форума (входы в нее располагались на длинных фасадах). Огромное пятинефное (боковые нефы были двухэтажными) внутреннее пространство перекрывали бронзовые стропила, опиравшиеся на гранитные монолиты колонн с цоколями из белого мрамора. Торцы базилики завершались абсидами с конховым покрытием. Одним из самых прославленных и последних по времени монументальных сооружений Древнего Рима была базилика Максенция.

Ее объемно-пространственная структура и конструкция завершают развитие методов римского сводостроения и предвосхищают многие приемы средневековой культовой архитектуры. Базилика Максенция воспроизводит систему перекрытий центрального зала терм Диоклетиана. Средний, самый высокий (около 40 м) неф перекрыт тремя бетонными крестовыми сводами пролетом 25,3 м, опирающимися на восемь столбов.

Боковые нефы перекрыты бетонными полуциркульными сводами, перпендикулярными центральному нефу и раскрывающимися друг в друга большими пролетами. Эти своды взаимно гасили свой распор или передавали его на массивные торцевые стены. Продольные несущие стены боковых нефов и находящиеся над их кровлями арки крестовых сводов были прорезаны огромными решетчатыми окнами.

Распор поднятых выше боковых нефов громадных крестовых сводов гасился поперечными стенами, выходящими над крышей в виде контрфорсов, и полуциркульными сводами. Таким образом, в конструктивном отношении была последовательно проведена идея концентрации статических усилий в отдельных точках, которая станет ведущей в формообразовании многих монументальных средневековых интерьеров.

Первоначально вход в базилику вел из портика с короткой восточной стороны и совпадал с главной продольной осью здания, на которую в противоположном торце «нанизывалась» абсида трибунала. Впоследствии вход перенесли на продольную сторону, а напротив него пристроили дополнительную абсиду, образовав вторую, поперечную ось (наподобие главной оси в банном блоке императорских терм).

В довольно простую оболочку лаконичных фасадов базилики заключено сложное живописное внутреннее пространство, рассчитанное на смену эмоционально-психологических впечатлений при восприятии в движении (многоплановые перспективы нефов, чередование различных по высоте и форме сводов пространственных зон). Интерьер базилики Максенция прекрасно освещался через огромные окна, связывавшие его с окружающим городским пространством. Элементами пластической разработки интерьера были восьмиугольные ступенчатые кессоны полуциркульных сводов, колонны, подпиравшие пяты сводов центрального нефа, и абсидообразные ниши облицованных мрамором стен боковых нефов, которые продолжали мотив главных абсид базилики. Тяга к пластическому усложнению и обогащению архитектуры, вкус к пышности и роскоши, которые относятся к тенденциям искусства императорского периода, ярко проявляются в так называемом древнеримском барокко.

Как и барокко XVII в., древнеримское барокко является одновременно развитием античной архитектурной классики и реакцией на упорядоченность и регламентацию ее форм. В архитектуру вносится динамика и напряженность благодаря использованию криволинейных линий планов, богатых раскреповок и выступов (особенно в портиках и на фронтонах), перегруженности декоративными элементами, контрастам форм, светотеневой экспрессии в освещении интерьеров. Нередко сложный архитектурный декор становится чисто внешней, не связанной с утилитарной конструкцией, «одеждой» интерьеров.

Такие черты можно встретить в архитектуре и художественной отделке различных типов зданий; к ним относятся трехмерная пышная разработка сцены театров, стен императорских форумов и некоторых храмов (например, храма Вакха и круглого храма в Баальбеке), стенопись в интерьерах жилых зданий и дворцов, зрительно трансформирующая внутреннее пространство, и др.