Древний Рим

Дом Веттиев в Помпеях

Дом Веттиев в Помпеях
Оценить статью

40Интерьеры особняков отражают общую для архитектуры Древнего Рима особенность относительной независимости от традиционных архитектурных форм облицовки, меняющейся под влиянием экономических и эстетических требований. Строительными материалами для домов служили камень и кирпич (часто — щебень и битый кирпич, залитый связующим раствором из извести и песка), а также дерево для перекрытий. В небольших комнатах потолки были деревянными гладкими, а в атриуме, таблинуме и других значительных по размеру помещениях их часто кессонировали.

Реже использовались оштукатуренные и расписанные потолки. Края комплювиума обычно отделывали терракотой. Бутовую кладку стен облицовывали камнем и штукатуркой, которую затем окрашивали или расписывали.

В конце XIX в. эти росписи были изучены и классифицированы как четыре стиля помпеянской стенописи. При всей условности и спорности такой классификация она все же дает представление о характерных приемах декоративной настенной живописи Древнего Рима. Первый стиль, инкрустационный, представляет собой малярную имитацию простых архитектурных членений пилястрами, полуколоннами или рустовкой.

При помощи покраски могла имитироваться облицовка стен цветными мраморными плитами, либо стена просто членилась цветом по горизонтали на цоколь, основное поле и венчающую часть в виде фриза и карниза. Иногда наряду с покраской вводились и пластические членения стен с помощью пилястров. Второй стиль, перспективный, подразумевает использование в росписях иллюзорно написанных архитектурных пространственных форм, зрительно разрушающих плоскость стен.

Вначале изображали относительно простые мотивы — перспективно написанные цоколи, антаблементы, колонны и т. п. В дальнейшем стены начали зрительно прорывать видами архитектурных или природных пейзажей. Через написанные архитектурные пролеты первого плана были видны далекие перспективы городской и природной среды в ее идеализированном на римский манер понимании (портикиулиц, перистили, храмы, сады).

Иногда центральную часть стены занимали изображения мифологических сюжетов. Живопись третьего, орнаментального, стиля зрительно сохраняет плоскость стены, покрывая ее лишь легким орнаментом.

Для фона обычно используются локальные насыщенные цвета (особенно популярны красный, черный, желтый), причем часто в одном доме разные комнаты окрашены в различные цвета. По краю фон имеет орнаментальное плоскостное обрамление, а в центре отдельных панно обычно размещаются вставки с фигурками людей, также трактованными достаточно плоскостно.

Четвертый стиль, декоративный, представляет собой развитие «перспективного» стиля по пути дальнейшего усложнения и живописной иллюзорности. Роспись, зрительно ломающая плоскость стен, изображает не реальные архитектурные формы (как во втором стиле), а фантастические в их фантастическом же сочетании. Колонны, тонкие как бронзовые канделябры, могут вырастать из ваз и заканчиваться причудливыми капителями.

Иллюзорное пространство живописи перегружено архитектурными плоскостями, которые к тому же перепутаны по отношению друг к другу. Общим для первого, второго и четвертого стилей является то, что все они имеют имитационный характер, создают иллюзию некой архитектуры или трехмерного архитектурного декора, которые отсутствуют в данной среде.

Средствами имитации была эмпирическая линейная и воздушная перспектива, позволяющая за счет тональных и цветовых градаций создавать ощущение пространственной глубины, собственные и падающие тени на изображаемых архитектурных конструкциях, а также имитация отделочных материалов при помощи живописи. Имитационными часто были и сюжетные композиции (в основном натюрморты и пейзажи, воспроизводящие собрания картин в богатых римских домах, которые, в свою очередь, подражали картинным галереям эллинистической Греции.

В Древнем Риме такие картины писали на досках и мраморных плитах, затем монтировавшихся в стену, или непосредственно на стене. Иногда для имитации подлинности греческих оригиналов живописи придавали налет ветхости, как бы патину времени (потресканность, выцветшие краски и т. п.). По технике древнеримская стенопись представляла собой темперную роспись по грунту из высококачественной штукатурки, которую затем полировали, что способствовало ее хорошей сохранности.

Каменная и смальтовая мозаика чаще всего использовалась для покрытия полов. Обычно фигуративные композиции занимали обрамленный геометрическим или растительным орнаментом прямоугольный участок в центре помещения. Остальную часть пола выкладывали грубой однотонной мозаикой, мраморными плитами или обожженным кирпичом, уложенным елочкой.

Встречаются и большие сюжетные композиции — например, мозаика с изображением битвы Александра Македонского на полу в доме Фавна в Помпеях. Темами мозаик могли быть исторические и мифологические сюжеты, изображения животных (в вестибуле часто изображали цепного сторожевого пса), рассыпанные по полу мелкие предметы, кубики с моделированным светотенью объемом, орнаментальные композиции. Распространенным был пол из черного камня, изготовленный из окрашенного угольной пылью цемента на основе вулканической лавы и иногда включавший в себя мраморные инкрустации.

Декоративное решение интерьера дополняли цветные занавеси на дверях, статуи, бронзовые светильники и треноги.