Древний Рим

Интерьер Пантеона

Интерьер Пантеона
Оценить статью

29Интерьер Пантеона отличается величественной пышностью архитектурно-скульптурного оформления и полихромией: трехмерная пластика стен, облицованных разноцветным мрамором, цветной геометрический рисунок мраморного пола, белые мраморные антаблементы и капители, бронзовые статуи, штуковая облицовка кессонов купола. Вместе с тем композиция интерьера храма в целом чрезвычайна проста и монументальна, так как ее основой является схема ротонды, в которой вертикальные ритмы ордерных членений подчинены горизонтальным линиям карнизов и затененных (из-за использования верхнего зенитного света), учащающихся кверху параллелей кессонов. Монолитное пространство Пантеона рассчитано на статичное восприятие с одной точки — при перемещении зрителя в интерьере принципиально новых эмоциональных эффектов у него не возникает. Восприятие этого огромного подкупольного пространства было психологически подготовлено контрастным полумраком многоколонного входного портика, рождающим у зрителей ощущение ожидания.

Огромная толщина стен, выявленная врезанными в них глубокими нишами, отсутствие иных светопроемов, кроме зенитного фонаря, порождают чувство пещерности внутреннего пространства, которое замкнуто и противопоставлено окружающему здание городскому пространству. Внешний объем Пантеона очень прост: недифференцированный глухой кирпичный цилиндр, облицованный стуком, оживлялся только входным восьмиколонным мраморным портиком с треугольным фронтоном (завершением фасада) и не претендовал на роль главного носителя архитектурной идеи (в отличие от греческого периптера). Архитектурно-художественное значение интерьера храма явно превалировало над композиционной ролью его фасадов.

Эта тенденция характерна не только для культового строительства II-Ш вв. н. э., но и, даже в большей степени, для общественных зданий императорского Рима. Композиционная и конструктивная схема Пантеона впоследствии повторялась во многих светских сооружениях, особенно в императорских термах.